эта
первая и важнейшая кардинальная
добродетель,
--
это
столь
трудная задача,
что
человек,
отдавшийся
ей
безусловно и
от всей
души, должен приносить
такие жертвы;
которые
скоро
отнимают у жизни всю ее сладость
и очарование и этим отвлекают от нее волю,
т.е. ведут к резигнации. Ведь именно то, что
вызывает к честности уважение,
-- это и есть жертвы, которых она стоит;
в
мелочах
мы
ей
не удивляемся.
Сущность ее заключается собственно в том, что правдивый и честный человек не
сваливает хитростью или
силой на плечи другого тягот и страданий, связанных
с жизнью, как это делает нечестный: нет, он сам влачит на себе то, что
ему.
назначено;
и
оттого
ему приходится носить
на себе сполна все
бремя зла,
тяготеющего над человеческой жизнью. Благодаря этому, праведность обращается
в
средство,
споспешествующее
отрицанию
воли к
жизни:
ведь
результатом
праведности
служат горе
и
страдания,
--
это истинный
удел человеческой
жизни, -- а они ведут к резигнации. Конечно, еще скорее ведет к ней же далее
идущая
добродетель человеколюбия,
caritatis: в силу нее
мы берем на
себя
даже
те
страдания,
которые
сначала предназначались
для
других, и таким
образом приобщаемся к большей доле страданий, чем та, которая по
ходу вещей
должна
была
бы постигнуть нашу
собственную личность.
Кто
одушевлен этой
добродетелью,
тот
во
всяком
другом
узнает
свое
собственное
существо.
Вследствие
этого
он
отожествляет
свой
собственный
жребий
с
жребием
человеческого рода вообще:
а
это -- жребий труда, страданий и смерти.
Кто
поэтому, отказываясь
от всякого случайного блага и
преимущества, не
хочет
для
себя
никакого
иного
удела, кроме общечеловеческого,
не может
долго
желать и
этого
последнего: привязанность к жизни и ее утехам должна вскоре
исчезнуть и
уступить
место
полному отречению,
--
а
с
ним
наступает и
отрицание воли.
{sup}342{/sup} отвергни самого себя (лат.).
Так как, следовательно, уже полное осуществление моральных добродетелей
влечет за собою бедность, лишения и многообразное страдание, то многие, быть
может, справедливо
отвергают,
как лишнюю, аскезу в строжайшем смысле этого
слова,
т.е.
отказ
от
всякой
собственности,
намеренное
искание
всего
неприятного и противного, самоистязание, пост, железные
вериги и бичевание.
Праведность сама
--
железные вериги,
которые причиняют своему
обладателю
постоянную муку, и
человеколюбие,
которое
отказывает себе в. необходимом,
само
по
себе -- беспрерывный
пост*. Именно
поэтому
буддизм свободен
от
всякой строгой и преувеличенной аскезы, которая
в брахманизме
играет такую
важную
роль,
--
другими
словами,
он
свободен
от
преднамеренного
самоистязания.
Он
довольствуется
безбрачием,
добровольной
бедностью,
смирением и покорностью монахов,
воздержанием от животной пищи
и от всякой
мирской утехи. Так
как далее цель, к
которой ведут моральные
добродетели,
есть
та,
на
которую мы здесь указали,
то философия Веданты** справедливо
говорит, что когда
наступает истинное
познание
и его
спутница
-- полная
резигнация,
т.е.возрождение,
тогда
делаются
безразличны
моральность или
аморальность
прежней
жизни;
философия эта
и
здесь
прибегает
к
своему
обычному
изречению:
"Finditur
nodus
cordis,
dissolvuntur
omndes ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz