|
чтобы
эта
сила
обратилась
в
ничто
из-за
моего
злого
или
легкомысленного
поступка. А с
другой стороны,
невозможно,
чтобы миллионы
самых
различных
животных,
которые
всякое
мгновение
в
бесконечном
разнообразии
вступают
в
жизнь, наполненные
силы
и
стремительности,
--
невозможно, чтобы они до
акта своего рождения
не были ничем
и
от
ничего
дошли до некоторого абсолютного начала.
И вот, когда я вижу, что подобным образом одно существо исчезает у меня
из виду неведомо куда, а другое существо появляется неведомо откуда, и когда
оба они при этом имеют еще один и тот же вид, одну и ту же сущность, один
и
тот же характер, но
только не одну и ту же
материю, которую они еще и
при
жизни своей беспрестанно сбрасывают с себя и обновляют, -- то предположение,
что то, что исчезает,
и
то,
что является на его место, есть
одно и то же
существо,
которое
испытало
лишь
небольшое
изменение и
обновление формы
своего бытия,
в что,
следовательно, смерть для рода --
то же, что сон для
индивида, -- это
предположение, говорю я,
поистине так
напрашивается само
собою,
что
невозможно
не
принять
его
...
Если,
как это
неоднократно
повторялось, сравнение выводов
какой-нибудь системы с показаниями
здравого
человеческого
рассудка должно служить
пробным
камнем ее истинности,
то а
желал
бы,
чтобы приверженцы мировоззрения,
унаследованного
докантовскими
эклектиками от
Декарта, да и теперь еще господствующего среди значительного
числа образованных людей в
Европе, -- чтобы приверженцы этого мировоззрения
испытали его на указанном пробном камне.
Всегда и повсюду истинной эмблемой природы является круг, потому что он
-- схема
возвратного движения, которое, действительно, самая общая
форма в
природе, которой
последняя пользуется везде,
начиная от движения
небесных
созвездий и кончая смертью
и возникновением органических существ, и которая
одна,
в
беспрерывном
потоке времени
и его содержимого, делает
возможным
некоторое устойчивое бытие, т.е. природу.
Вглядитесь
осенью
в маленький
мир насекомых, -- посмотрите, как одно
готовит
себе ложе, для того чтобы заснуть долгим оцепенелым
сном зимы, как
другое заволакивается в паутину, для того чтобы перезимовать в
виде куколки
и
затем
весною
проснуться молодым
и
более
совершенным;
как,
наконец,
большинство из
них, думая
найти себе покой в
объятиях
смерти,
заботливо
пристраивают удобный
уголок для
своего
яйца, чтобы впоследствии выйти
из
него обновленными, -- посмотрите на это, и вы убедитесь, что и здесь природа
вещает свое
великое учение о бессмертии, -- учение, которое должно показать
нам, что между сном и смертью нет радикального различия, что смерть столь же
безопасна для бытия,
как и сон. Заботливость, с какою
насекомое устраивает
ячейку или ямочку, или гнездышко, кладет туда свое яйцо, вместе с кормом для
личинки, которая появится оттуда будущей весною,
а
затем спокойно умирает,
--
эта
заботливость
совершенно
подобна
той,
с
какою
человек
ввечеру
приготовляет себе
платье и завтрак для следующего
утра,
а
затем спокойно
идет спать.
Этого совершенно
не могло
бы быть, если бы насекомое, которое
умирает
осенью, не
было,
само по
себе, в
своем действительном существе,
столь же
тождественно с
насекомым,
которое
родится весною, как
человек,
идущий спать, тождествен с человеком, который встанет по утру.
Если, руководствуясь этими соображениями, мы
вернемся к самим себе и к
нашему
человеческому
роду и
устремим
свои
взоры
вперед,
в
отдаленное
будущее;
если
мы попытаемся
вообразить себе
грядущее
поколение в чуждой
оболочке их обычаев и одежд
и вдруг спросим себя: откуда
же придут все эти
существа?
где
они теперь?
где то
обильное лоно чреватого мирами "ничто",
которое
пока еще
скрывает их в ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140