Соединенные этой
целью,
они вынуждены впоследствии
уживаться друг
с
другом как
знают; но
очень нередко чета,
соединенная этой иллюзией инстинкта, которая составляет
сущность
страстной
любви, во
всех
других отношениях
представляет
нечто
весьма
разнородное.
Это
обнаруживается
тогда,
когда
иллюзия
в
силу
необходимости исчезает.
Вот
почему
браки по
любви
и бывают обыкновенно
несчастливы: в
них
настоящее поколение приносится в жертву для блага поколений грядущих. "Quien
se casa
por
amores,
ha
de
vivir
con dolores"{sup}302{/sup}
-- говорит
испанская
пословица.
Обратно дело обстоит с браками
по
расчету,
которые
большею частью заключаются по выбору
родителей. Соображения, господствующие
здесь, какого бы рода они ни
были, по меньшей мере
реальны, и сами по себе
они не могут исчезнуть. В них забота направлена на благо текущего поколения,
хотя,
правда,
и в ущерб поколению
грядущему,
причем
это благо
текущего
поколения
остается
все-таки
проблематично. Мужчина, который при
женитьбе
руководится деньгами, а не своею склонностью, живет больше в индивиде, чем в
роде,
а
это прямо
противоречит истинной
сущности
мира,
является чем-то
противоестественным
и
возбуждает
известное
презрение.
Девушка,
которая
вопреки совету
своих
родителей отвергает
предложение богатого и нестарого
человека,
для
того
чтобы, отбросив всякие
условные
соображения, сделать
выбор
исключительно по
инстинктивному
влечению,
приносит в
жертву
свое
индивидуальное
благо
благу
рода. Но именно
потому
ей нельзя
отказать в
известном одобрении,
так как она предпочла более важное и
поступила в духе
природы (точнее
-- рода), между тем как совет родителей был проникнут духом
индивидуального эгоизма.
{sup}302{/sup}"Кто женится по любви, тот будет жить в печали" (исп.).
В
результате создается впечатление,
будто при заключении
брака
надо
поступаться
(жертвовать) либо интересами индивида, либо
интересами рода. И
действительно, в большинстве случаев так
и бывает: ведь
это очень редкий и
счастливый случай, чтобы соображения расчета и страстная любовь шли рука
об
руку.
Если большинство
людей
в физическом, моральном или интеллектуальном
отношении столь жалки, то отчасти это, вероятно, объясняется тем,
что браки
обыкновенно заключаются
не по прямому выбору и склонности, а в силу разного
рода внешних соображений и под влиянием случайных обстоятельств. Если наряду
с расчетом в известном смысле принимается в соображение и личная склонность,
то
это
представляет собою
как
бы
сделку
с гением
рода.
Как известно,
счастливые браки редки: такова
уже самая сущность
брака, что главною целью
его
служит не
настоящее,
а
грядущее
поколение. Но
в
утешение нежных и
любящих
душ
прибавлю, что иногда к
страстной половой любви присоединяется
чувство
совершенно
другого
происхождения
--
именно
настоящая
дружба,
основанная на солидарности взглядов
и
мыслей; впрочем, она
большей частью
является
лишь тогда,
когда
собственно
половая
любовь,
удовлетворенная,
погасает.
Такая
дружба
в
большинстве случаев
возникает оттого,
что
те
физические, моральные и интеллектуальные
свойства
обоих индивидов, которые
дополняют одни
другие
и между собою гармонируют
и из которых
в интересах
будущего
дитяти
зародилась
половая
любовь,
эти
самые
свойства,
как
противоположные черты темперамента
и особенности интеллекта, и по отношению
к самим индивидам восполняют одни другие и этим создают гармонию душ.
Вся изложенная здесь метафизика любви
находится в тесной
связи с моей
метафизикой
вообще,
и ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz