ПРЕДИСЛОВИЕ
Дополнения к четвёртой книге
вышли бы очень объёмными, если бы два главных
вопроса, особенно в них нуждающиеся, а именно
свобода воли и основание морали, не были
подвергнуты мной обстоятельной монографической
разработке в сочинении, которое я написал на
тему, предложенную двумя скандинавскими
академиями, и которое издано в 1841 году под
заглавием “Две основные проблемы этики”.
Поэтому я столь же безусловно предполагаю в
своих читателях знакомство с названным
сочинением, как в дополнениях ко второй книге я
предполагал знакомство с моей работой “О воле в
природе”. Вообще, я предупреждаю, что кто хочет
познакомиться с моей философией, тот должен
прочесть все мои сочинения до единой строки. Ибо
я не графоман, не фабрикант компиляций, не пишу
ради гонораров и не рассчитываю заслужить своими
книгами одобрение министра. Моё перо не состоит
на службе у своекорыстных целей — я стремлюсь
только к истине и пишу так, как писали древние, с
единственным желанием сохранить свои мысли,
чтобы когда-нибудь они послужили во благо тому,
кто в состоянии будет понять их и оценить.
Поэтому я и писал немного, но это немногое писал
обдуманно и в течение длительного времени.
При этом тех повторений, которые в философских
сочинениях, требующих связного изложения, порой
неизбежны и от которых не свободен ни один
философ, я по возможности избегал, так что самые
главные и серьёзные мои соображения по тому или
другому вопросу можно найти лишь в каком-нибудь
одном месте. Поэтому тот, кто хочет меня понять,
должен не оставить ни одной непрочитанной
строчки из моих произведений. Судить же обо мне и
критиковать меня, как это показал опыт, можно и не
обращаясь к моим работам. Желаю критикам и впредь
делать это на здоровье.
Место же, которое я сохранил в этой
четвёртой книге дополнений, благодаря указанной
элиминации двух основных вопросов, окажется для
нас очень кстати. Так как конечные выводы,
которые ближе всего сердцу человека и поэтому во
всякой системе образуют её последнее звено,
вершину её пирамиды, целиком содержатся и в моей
последней книге, то каждый одобрит то, что я
уделю больше места более твёрдому обоснованию и
более подробному изложению каждого из них. Кроме
того, я мог обстоятельно высказаться здесь и об
одном вопросе, относящемся к моей теории
“утверждения воли к жизни” , который в нашей четвёртой книге
остался даже незатронутым и на который не
обратил внимания ни один из предшествовавших мне
философов. Речь идёт о внутреннем значении и
сущности в себе половой любви, которая иногда
разгорается в самую бурную страсть. Это — предмет, включение которого в
этическую часть философии никому не покажется
странным, если только понять всю его важность. |