МИР КАК
ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
§8 Как из непосредственного солнечного света в заимствованное отражение луны, переходим мы от наглядного, непосредственного, самодовлеющего, служащего само за себя порукой представления к рефлексии, к отвлеченным, дискурсивным понятиям разума, которые получают все свое содержание только от наглядного познания и по отношению к нему. Покуда мы остаемся при чистом воззрении, все ясно, твердо и несомненно. Здесь нет ни вопросов, ни сомнений, ни заблуждений: мы большего не желаем, большего не можем, успокаиваемся на воззрении, удовлетворены настоящим. Воззрение довольствуется само собой; поэтому все, что ведет свое чистое происхождение от него и осталось ему верным, как истинные произведения искусства, никогда не может быть ложно или опровергнуто каким-либо временем: ибо оно дает не мнение, а самую вещь. Но с отвлеченным опознанием, с разумом, появляются в теории сомнение и заблуждение, на практике - забота и раскаяние. Если в наглядном представлении призрак искажает действительность на миг, то в отвлеченном заблуждение может царствовать тысячелетия, налагать на целые народы свое железное ярмо, душить благороднейшие побуждения человечества и даже, при помощи своих рабов, своих обманутых, заключать в оковы тех, кого оно не в силах обмануть. Оно - тот враг, с которым поддерживали неравную борьбу мудрейшие люди всех времен; и только то, что они отвоевали у него, сделалось достоянием человечества. Вот почему хорошо сейчас же обращать на него внимание, лишь только мы вступаем на ту почву, где лежит его область. Хотя часто уже говорили, что должно искать истины даже там, где нельзя предвидеть от нее пользы, так как последняя может косвенно появиться там, где ее не ждут, - но я должен к этому еще прибавить, что с таким же усердием надо вскрывать и уничтожать всякое заблуждение, даже там, где нельзя предвидеть от него вреда, так как и последний может очень косвенно появиться когда-нибудь там, где его не ждут: ибо каждое заблуждение носит в себе яд. Если дух, если познание делает человека владыкой земли, то нет безвредных заблуждений, и подавно нет заблуждений достойных и священных. И в утешение тем, кто свои силы и жизнь посвящает благородной и столь трудной борьбе с заблуждением во всех ее видах, я не могу не сказать, что, покуда истина еще не появилась, для заблуждения открыта свободная потеха, как ночью совам и нетопырям, - но скорее совы и нетопыри спугнут солнце обратно к востоку, чем познанная и с полной ясностью выраженная истина снова подвергнется изгнанию, для того чтобы старое заблуждение опять невозбранно заняло свое широкое место. В этом и заключается сила истины: ее победа трудна и мучительна, но зато, раз одержанная, она уже не может быть отторгнута. Кроме рассмотренных до сих пор
представлений, которые по своему составу, с точки
зрения объекта, могут быть сведены ко времени,
пространству и материи, а с точки зрения субъекта
- к чистой чувственности и рассудку, кроме них,
исключительно в человеке между всеми
обитателями земли, присоединилась еще другая
познавательная способность, взошло совсем новое
сознание, которое очень метко и проницательно
названо рефлексией. Ибо это - действительно
отражение, нечто производное от интуитивного
познания, но получившее характер и свойства,
вполне отличные от него, не знающее его форм; даже
закон основания, который господствует над каждым
объектом, является здесь совсем в ином виде. Это
новое, возведенное на высшую ступень познание,
это абстрактное отражение всего интуитивного в
неинтуитивном понятии разума и является
единственно тем, что сообщает человеку ту
обдуманность, которая так безусловно отличает
его сознание от сознания животных и благодаря
которой все его земное странствие столь не
похоже на странствие его неразумных собратий.
Одинаково сильно превосходит он их и мощью, и
страданиями. Они живут только в настоящем, он,
сверх того, - ив будущем, и в прошлом вместе. Они
удовлетворяют потребности минуты, он самыми
искусственными мерами печется о своем будущем и
даже о том времени, до которого он не может
дожить. Они находятся в полной власти минутного
впечатления, им руководят отвлеченные понятия,
независимые от настоящего. Вот почему он
выполняет обдуманные замыслы или поступает
сообразно своим правилам, невзирая на окружающие
обстоятельства и случайные впечатления минуты;
вот почему он в состоянии, например, спокойно
делать искусственные приготовления к своей
собственной смерти, может притворяться до
неузнаваемости уносить свою тайну в могилу; он
властен, наконец, совершать действительный выбор
между несколькими мотивами, ибо только in abstracto
могут последние, существуя рядом в сознании,
обнаруживать, что один из них исключает другой, и
таким образом состязаться друг с другом в своей
власти над волей, - а затем более сильный мотив
получает перевес и становится обдуманным
решением воли, верным признаком возвещая о себе в
ином качестве. Животное, наоборот, в своих
действиях определяется впечатлением минуты:
только страх предстоящего понуждения может
укротить его желание, пока, наконец, этот страх не
обратится в привычку и не будет определять
животного уже в качестве последней: в этом и
состоит дрессировка. Животное ощущает и
созерцает; человек, сверх того, мыслит и знает:
оба они хотят. Животное передает о своем ощущении
и настроении посредством телодвижений и звуков;
человек сообщает другому свои мысли посредством
языка или посредством языка скрывает свои мысли.
Язык - первое создание и необходимое орудие его
разума: вот почему по-гречески и по-итальянски
язык и разум обозначаются одним и тем же словом: То, что все эти разнообразные и столь
далеко идущие проявления вытекают из одного
общего принципа, из той особой силы духа, которую
человек имеет в отличие от животных и которую
назвали разумом, Как рассудок имеет только одну функцию - непосредственное познание отношения между причиной и действием; как воззрение действительного мира, а также всякий ум, смышленость и изобретательность, при всем разнообразии их применений, представляют собой не что иное, как обнаружения этой простой функции, так и разум имеет одну функцию - образование понятия. Из этой единственной функции очень легко и сами собой объясняются все те указанные выше явления, которые отличают жизнь человека от жизни животных; и на применение или неприменение этой функции прямо указывает все, что везде и всегда называлось разумным и неразумным. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
HOME |Новости | Биография | Произведения | Писатели о Шопенгауэре | Афоризмы | Рефераты | Ссылки |
|||||||