МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О МИРЕ КАК ВОЛЕ | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
§19
Если
в первой книге мы, с внутренним противодействием,
признали собственное тело, подобно всем
остальным объектам нашего наглядного мира,
только представлением познающего субъекта, то
теперь для нас стало ясно, что именно в сознании
каждого отличает представление собственного
тела от всех других представлений, с ним во всем
прочем вполне сходных: это то, что тело
появляется в сознании в еще совершенно ином, toto genere отличном виде,
который обозначают словом воля, и что именно это
двоякое знание о собственном теле дает нам
разгадку самого этого тела, его деятельности и
движения по мотивам, а также его страдания от
внешних воздействий, — словом, разгадку того, чем
оно является не как представление, а сверх того,
само в себе, — разгадку, какой мы для существа,
деятельности и страдания всех других реальных
объектов непосредственно не имеем. Познающий
субъект именно в силу этого особого отношения к
одному телу, которое, помимо этого отношения,
служит для него только представлением, подобно
всем другим, является индивидуумом. Но отношение,
в силу которого познающий субъект является
индивидуумом, существует поэтому только между
ним и единственным из всех его представлений; вот
почему лишь это единственное он сознает не
только как представление, но в то же время и
совершенно иначе — как волю. Но если отвлечься от
этого особого отношения, от этого двоякого и
совершенно разнородного познания одного и того
же, то это одно, тело, является, конечно,
представлением, подобно всем другим; поэтому, для
того чтобы ориентироваться здесь, познающий
индивидуум должен принять одно из двух: либо
отличительная черта этого одного представления
заключается лишь в том, что его, индивидуума,
познание только к этому одному представлению
находится в таком двойном отношении, только в
этот один наглядный объект имеет одновременно
двойной доступ, — но это объясняется не
различием данного объекта от всех других, а
только различием отношения его, индивидуума,
познания к этому одному объекту сравнительно с
отношением его к другим объектам; либо этот один
объект по существу отличается от всех других,
единственно между всеми служит одновременно и
волей и представлением, тогда как все прочие —
только представления, т. е. простые фантомы, и
тело человека, следовательно, единственный
настоящий индивидуум в мире, т. е. единственное
проявление воли и единственный непосредственный
объект субъекта. То,
что другие объекты, рассматриваемые как простые
представления, подобны телу субъекта, т. е., как и
оно, наполняют пространство (существующие, может
быть, тоже лишь в качестве представления) и, как
оно, действуют в пространстве, — это хотя и
бесспорно доказывается из a priori несомненного для
представлений закона причинности, не
допускающего никакого действия без причины, но
(не говоря уже о том, что от действий можно
заключать только к причине вообще, а не к
одинаковой причине) это не выводит нас еще из
области чистого представления, для которой
только и имеет силу закон причинности и дальше
которой он никогда не может нас повести. Но
служат ли объекты, известные индивидууму лишь в
качестве представлений, служат ли они все-таки,
подобно его собственному телу, явлениями воли, —
вот в чем, как уже сказано в предыдущей книге,
заключается истинный смысл вопроса о реальности
внешнего мира. Отрицательный ответ на этот
вопрос составляет сущность теоретического
эгоизма, который именно потому и считает все
явления, кроме собственного индивидуума, за
фантомы, — подобно тому, как практический эгоизм
поступает точно так же в практическом отношении:
он только собственную личность рассматривает
как действительную, а во всех остальных видит
лишь призраки, соответственно и обращаясь с ними.
Теоретический эгоизм, правда, никогда не может
быть опровергнут никакими доказательствами;
однако в философии им всегда пользовались
исключительно в качестве скептического софизма,
т. е. для вида. А как серьезное убеждение его можно
найти только в доме сумасшедших, и тогда оно
требует не столько аргументов, сколько лечения.
Поэтому мы не станем больше останавливаться на
нем, и в наших глазах оно будет только последней
цитаделью скептицизма, который всегда имеет
полемический характер. Если, таким образом, наше
вечно привязанное к индивидуальности и именно
этим ограниченное познание необходимо влечет за
собой то, что каждый может быть лишь одним, а все
другое — познавать (это ограничение и порождает,
собственно, потребность в философии), то мы,
именно оттого и стремясь расширить философией
границы нашего познания, мы будем рассматривать
этот выступающий против нас скептический
аргумент теоретического эгоизма как маленькую
пограничную крепость, которую, правда, никогда
нельзя взять, но и гарнизон которой никогда зато
не может выйти наружу и которую поэтому можно
смело обойти и без всякого опасения оставить в
тылу. Итак,
выясненное теперь двоякое, в двух совершенно
различных видах данное нам познание о существе и
деятельности нашего собственного тела мы будем
дальше употреблять в качестве ключа к сущности
всякого явления в природе; мы будем все объекты,
которые не есть наше собственное тело и потому
даны нашему сознанию не двояко, а лишь как
представления, — мы будем рассматривать их по
аналогии с телом; поэтому мы признаем, что как
они, с одной стороны, вполне подобно телу, служат
представлениями и в этом однородны с ним, так и, с
другой стороны, если и устранить их бытие в
качестве представлений субъекта, то полученный
остаток, по своему внутреннему существу, должен
быть тем самым, что мы в себе называем волей. Ибо
какой же иной род бытия или реальности можно
приписать остальному физическому миру? Откуда
взять элементы, чтобы составить такую
реальность? Кроме представления и воли, ничто
больше нам не известно и для нас не мыслимо. Если
мы хотим приписать физическому миру, который
непосредственно стоит только в нашем
представлении, самую большую известную нам
реальность, то мы должны придать ему ту
реальность, какой для каждого является его
собственное тело: ибо последнее для каждого —
самое реальное. Но если мы подвергнем анализу
реальность этого тела и его действий, то, сверх
того, что оно — наше представление, мы не найдем в
нем ничего другого, кроме воли: этим вся его
реальность исчерпывается. Таким образом, мы
нигде не можем найти для физического мира другой
реальности. Следовательно, если мы хотим
признать физический мир еще чем-нибудь другим,
кроме простого нашего представления, то мы
должны сказать, что он, сверх представления, т. е.
в себе и по своему внутреннему существу, является
тем, что мы в самих себе находим непосредственно
как волю. Я говорю — по своему внутреннему
существу: но это существо воли мы должны сперва
близко познать, для того чтобы уметь отличать то,
что относится уже не к нему самому, а к его
проявлению, имеющему много степеней; так,
например, сопровождение воли познанием и
обусловленная этим определяемость ее по мотивам
относятся, как мы увидим дальше, не к ее существу,
а только к ее ясному проявлению в животном и
человеке. Поэтому если я скажу: сила, влекущая
камень к земле, по своему существу, в себе и
помимо всякого представления, — воля, то этому
суждению не припишут нелепого смысла, будто
камень движется по сознательному мотиву, на том
основании, что так проявляется воля в человеке[1]. Изложенное
до сих пор предварительно, и в общих чертах
докажем теперь подробнее, яснее и подвергнем
полному развитию и обоснованию[2].
[1]
Мы, таким образом, совершенно не согласны с
Бэконом, утверждающим (De augm. sclent. L. 4 in fine), что все механические и
физические движения тел происходят лишь за
последовавшей в этих телах перцепцией, — хотя и
этому неверному суждению дало жизнь
предчувствие истины. Так же обстоит дело и с
утверждением Кеплера (в его трактате «De planeta Martis»), что планеты
должны обладать познанием, для того чтобы так
правильно держаться своих эллиптических путей
и так соизмерять скорость своего движения, чтобы
площади треугольников, основанием которых
является дуть, а вершина находится в фокусе
орбиты, всегда были пропорциональны тому
времени, в которое они пробегают это основание. [2] Сюда относится 19-я глава II тома. |
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
HOME |Новости | Биография | Произведения | Писатели о Шопенгауэре | Афоризмы | Рефераты | Ссылки |
|||||||