МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О МИРЕ КАК ВОЛЕ | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
§21 Кто благодаря всем этим соображениям
овладел также in abstracto,
т. е. ясно и твердо, тем познанием, которое in concretо есть у всякого
непосредственно, т. е. в виде чувства, кто овладел
познанием, что внутренняя сущность его
собственного явления, которое в качестве
представления возникает перед ним как в его
действиях, так и в их преобладающем субстрате,
собственном теле, что эта сущность — его воля и
что она составляет самое непосредственное в его
сознании, но как таковое не вошла всецело в форму
представления, где объект и субъект
противополагаются друг другу, а возвещает о себе
непосредственным образом, без вполне ясного
различения субъекта от объектa, и к тому же открывается
самому индивидууму не в делом, а лишь в своих
отдельных актах: кто, говорю я, пришел вместе со
мной к этому убеждению, для того оно само собой
сделается ключом к познанию внутренней сущности
всей природы, — если он перенесет его и на все те
явления, которые даны ему не в непосредственном
познании наряду с косвенным (как его собственное
явление), а лишь в последнем, т. е. односторонне, в
качестве одного представления. Не только в
явлениях, вполне сходных с его собственным, в
людях и животных, признает он в качестве их
внутренней сущности ту же волю, но дальнейшее
размышление приведет его и к тому, что и ту силу,
которая движет и живит растение, и ту силу,
которая образует кристалл, и ту, которая
направляет магнит к северу, и ту, которая
встречает его ударом при соприкосновении
разнородных металлов, и ту, которая в сродстве
материальных веществ проявляется как
отталкивание и притяжение, разделение и
соединение, и, наконец, как тяготение, столь
могуче-стремительное во всей материи, влекущее
камень к земле и землю к солнцу, — все это
признает он различным лишь в явлении, а в своей
внутренней сущности тождественным с тем самым,
что ему непосредственно известно так интимно и
лучше всего другого и что в наиболее ясном своем
обнаружении называется волей.
Только в силу этого размышления мы и не
останавливаемся дольше на явлении, а переходим к
вещи в себе. Явление значит представление, и
большее ничего: всякое представление, какого бы
рода оно ни было, всякий объект — явление. Но вещь
в себе — это только воля, которая как таковая
вовсе не представление, а нечто toto genere от него отличное: она то,
чего проявлением, видимостью, объектностъю
служит всякое представление, всякий объект. Она
— самая сердцевина, самое зерно всего частного,
как и целого; она проявляется в каждой слепо
действующей силе природы, но она же проявляется и
в обдуманной деятельности человека: великое
различие между первой и последней касается
только степени проявления, но не сущности того,
что проявляется.
|
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
HOME |Новости | Биография | Произведения | Писатели о Шопенгауэре | Афоризмы | Рефераты | Ссылки |
|||||||