МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О МИРЕ КАК ВОЛЕ | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
§22
Эта
вещь в себе (удержим кантовский термин как
устойчивую формулу), которая как таковая никогда
не бывает объектом (потому что всякий объект —
лишь ее проявление, а уже не она сама), эта вещь
должна была, для того чтобы сделаться все-таки
объективно мыслимой, заимствовать себе название
и понятие у какого-нибудь объекта, у чего-нибудь
данного объективно, следовательно, у какого-либо
из своих проявлений; но последнее, для того чтобы
послужить объясняющим моментом, должно из всех
ее проявлений быть самым совершенным, т. е. самым
ясным, наиболее развитым, непосредственно
освещенным силой познания: такое проявление —
это именно человеческая воля. Надо, однако,
заметить, что мы, конечно, пользуемся лишь denominatione a potiori, вследствие чего
понятие воля получает больший объем, чем оно
имело до cих пор.
Познание тождественного в разных явлениях и
разного в сходных и служит, как это столь часто
замечает Платон, условием философии. Но до сих
пор тождество сущности каждой стремящейся и
действующей силы в природе с волей не было
познано, и поэтому на многообразные Явления,
представляющие собой только различные виды
одного и того же рода, смотрели не так, а
принимали их за гетерогенные: вот почему и не
могло быть слова для обозначения понятия этого
рода. Я поэтому называю весь род по самому
выдающемуся из его видов, познание которого,
лежащее к нам ближе и непосредственно, ведет нас
к косвенному познанию всех других. Таким образом,
во власти безысходного недоразумения оказался
бы тот, кто не был бы способен выполнить
требуемое здесь расширение понятия и под словом
воля подразумевал бы всегда лишь один доселе
носивший это имя вид, т. е. волю, которая
сопровождается познанием и обнаруживается
исключительно в силу мотивов, при этом даже
только в силу абстрактных мотивов, иначе говоря,
— под руководством разума; между тем она, как
сказано, служит только самым ясным проявлением
воли. Непосредственно известную нам внутреннюю
сущность именно этого проявления мы должны
мысленно выделить и перенести ее затем на все
более слабые, менее ясные проявления той же
сущности, — чем и выполним необходимое
расширение понятия воли. Но
в противоположную сторону извратил бы мою мысль
тот, кто подумал бы, что в конце концов
безразлично — называть ли эту внутреннюю
сущность всех явлений словом воля или
каким-нибудь другим. Так было бы, действительно, в
том случае, если бы эта вещь в себе была
чем-нибудь таким, бытие чего мы бы только
умозаключали и что таким образом познавали бы
лишь косвенно и лишь in abstractor
тогда, разумеется, ее, эту вещь, можно было бы
называть как угодно, — имя было бы только простым
знаком неизвестной величины. В настоящем же
случае термин воля, который, как волшебное слово,
должен раскрыть нам сокровенную сущность каждой
вещи в природе, обозначает вовсе не неизвестную
величину, какое-то нечто, достигнутое
умозаключениями: нет, он обозначает познанное
вполне непосредственно и настолько известное,
что мы гораздо лучше знаем и понимаем, что такое
воля, чем всякая другая вещь. До
сих пор понятие воли подводили под понятие силы;
я же поступаю как раз наоборот и каждую силу в
природе хочу понять как волю. Да не подумают, что
это безразличный спор о словах: напротив, это в
высшей степени значительно и важно. Ибо в
конечном основании понятия силы, как и всякого
другого, лежит наглядное познание объективного
мира, т. е. явление, представление, из которого это
понятие и почерпнуто. Оно абстрагировано из той
области, где царят причина и действие, т. е. из
наглядного представления, и означает именно
наличность причины как причины, — в том пункте,
где эта наличность совершенно не поддается
дальнейшему этиологическому объяснению, а сама
служит необходимой предпосылкой всякого
этиологического объяснения. Напротив, понятие
воли — единственное из всех возможных, которое
имеет свой источник не в явлении, не в простом
наглядном представлении, а исходит изнутри,
вытекает из непосредственнейшего сознания
каждого, сознания, в котором каждый познает
собственную индивидуальность в ее существе,
непосредственно, вне всякой формы, даже вне формы
субъекта и объекта, и которым он в то же время
является сам, ибо здесь познающее и познаваемое
совпадают. Поэтому,
сводя понятие силы к понятию воли, мы на самом
деле сводим менее известное к бесконечно более
известному, даже к тому, что одно только в
действительности нам непосредственно и
совершенно известно, — и тем очень расширяем
свое познание. Подводя же, как это делалось до сих
пор, понятие воли под понятие силы, мы
отказываемся от единственного
непосредственного познания, которое мы имеем о
внутренней сущности мира, потому что мы
растворяем его в понятии, отвлеченном из явления,
— а с таким понятием мы никогда не можем выйти за
пределы явления. |
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
HOME |Новости | Биография | Произведения | Писатели о Шопенгауэре | Афоризмы | Рефераты | Ссылки |
|||||||