бы
перед
собою
обреченное
на
действительное
уничтожение
существо;
как могло бы это
последнее
крайним
напряжением своих последних сил обнаруживать такое искреннее участие к благу
и сохранению другого?
* "Эдинбургской темницы" (англ)
В
действительности
существует два противоположных
способа
сознавать
свое
собственное существование: первый --
в эмпирическом созерцании, каким
оно
представляется извне,
как
нечто
бесконечно малое в
безграничном
по
времени и пространству мире, как нечто, обновляющееся среди тысячи миллионов
человеческих
существ,
обитающих
на
земном
шаре
в чрезвычайно
короткий
период, через каждые 30 лет. Второй, когда, погружаясь в свое
внутреннее Я,
мы сознаем себя как все во всем и как единственную собственно действительную
сущность
и существо, которое еще в придачу в других таковых
же,
как извне
данных, познает
себя, как в зеркале. Что первый
способ сознавания обнимает
только
явление,
обусловленное
посредством
principium
individuationis*
(понятия
о
личности, индивидууме),
а второй представляет непосредственное
познание самого
себя как вещи
самой
в себе,-- это есть
учение, в
первой
половине которого
я имею за себя Канта, а в обеих -- Веду. Во всяком случае
последний
способ
сознавания
допускает
то
простое
возражение,
что
он
предполагает возможность одновременного бытия
одного и
того же
существа в
различных местах и
во всей полноте на каждом
отдельном месте.
Если
такое
предположение с
эмпирической
точки
зрения и
представляет
разительнейшую
невозможность и даже
нелепость, то все
ж таки с точки зрения вещи
самой в
себе оно совершенно законно,
ибо эта невозможность и нелепость основываются
только
на
формах
явления,
составляющих
и
обусловливающих
principium
individuationis. Вещь же
сама
в
себе, хотение (воля) жизни присутствует в
каждом отдельном, самом даже мельчайшем, существе целостно и нераздельно и в
такой
полноте, как
во всех остальных существах, когда-либо бывших, сущих и
будущих, вместе взятых. На
этом
же самом основании
всякое существо,
даже
самое ничтожнейшее,
имеет право сказать
себе: "Dum ego salvus sim,
pereat
myndus" ("Пусть гибнет
мир, лишь бы Я
сохранилось"). И действительно, если
бы
погибли
все
прочие
существа, то
в
этом одном,
уцелевшем,
все-таки
продолжала бы
существовать ненарушимо
и
неуменьшимо
вся сущность в
себе
мира. Это,
конечно,
довод per impossibile **,
которому с таким
же правом
можно противопоставить тот, что если
бы было
вполне уничтожено какое-либо,
хотя бы самое незначительнейшее, существо,
то в нем и с ним погиб бы
целый
мир.
*
категорий времени, пространства, причинности вместе
у А.Шопенгауэра
(прим. сканировщика)
** через невозможное (лат.).
Чтобы
и с эмпирической точки зрения некоторым образом уяснить себе эту
истину
или по крайней мере возможность
пребывания
(существования)
нашего
собственного Я в других существах, сознание которых разобщено
и различно
с
нашим,
вспомним
только
магнетизированных
сомнамбул
(лунатиков),
тождественное
Я которых, после
того
как они проснутся,
ничего не знает о
том, что
они за минуту до этого говорили, делали
и ощущали. Следовательно,
индивидуальное сознание есть
такой феноменальный пункт, что
даже в одном и
том же Я могут возникнуть два сознания, неизвестных друг другу ............
...
После
моей диссертации о
нравственной с в о б о д
е ни один мыслящий
человек
не станет сомневаться в том, что ее следует
искать не
где-либо
в
природе,
но
только
вне
природы.
Она
есть
нечто
метафизическое
(сверхчувственное, внечувственное),
невозможное в физическом мире.
Поэтому
наши
отдельные (взятые порознь) деяния отнюдь не свободны; напротив, личный
характер каждого следует рассматривать как его свободное деяние. Сам человек
бывает таким, а не иным,
потому что раз навсегда он хочет быть таковым. Ибо
воля сама в себе, а также поскольку она проявляется в индивидууме, составляя
его ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz