личных выгод, добиваясь только
для себя положения и силы
и
нимало не заботясь
о целом, которое и
гибнет
через это. Точно
так же и в республике
ученых всякий
старается
выдвинуть
свое собственное значение, чтобы составить себе положение; одно,
на чем они
все
сходятся,--
это
чтоб не
дать
выдвинуться
действительно выдающемуся
человеку,
если
он
одинаково
опасен
для
всех.
Легко
понять,
как
это
отражается на ходе самой науки.
* *
* Между профессорами и независимыми учеными искони существует известный
антагонизм, некоторое пояснение
которому может разве дать
антагонизм между
собаками и волками.
Профессора
по
своему
положению
имеют
большие
преимущества,
чтобы
добиться
известности
у современников. Напротив
того,
независимые
ученые
имеют больше преимуществ по своему
положению, чтобы
стяжать
известность у
потомства,
ибо для
этого,
кроме других, весьма редких условий,
требуется
известныйдосуг и независимость.
Так как
проходит обыкновенно немало
времени,
пока публика возьмет
в
толк, кого
из них
отличить
вниманием,
то
те
и другие могут действовать
нарядудруг с другом.
Говоря
вообще,
конюшенный
корм
профессуры
самый
подходящий
для
отрыгающих
жвачку.
Напротив,
те,
которые
получают свою
добычу
из
рук
природы, чувствуют себя лучше на просторе.
* *
* Наибольшая
часть
человеческого
знания
вообще
и
во
всяком
роде
существует
только
на
бумаге, в этой бумажной памяти
человечества. Только
ничтожная часть его действительно живет в некоторых головах в каждый
данный
период времени. Это в особенности зависит от краткости и ненадежности жизни,
а
также
от
косности
и
страсти
людей
к
наслаждениям.
Каждое
быстро
промелькающее поколение забирает из человеческого знания
только то, что ему
нужно;
большинство ученых весьма поверхностно. Поколение это скоровымирает.
За
ним
следует
исполненное
надежд, но ничего не знающее новое поколение,
которому
приходится
опять
учить
все с самого начала. Поколение
это тоже
забирает столько знания, сколько
может обнять и
сколько ему понадобится на
его кратком пути, и в свою
очередь тоже исчезает. Как, следовательно, плохо
пришлось бы человеческому знанию, если бы не
существовало
письма и печати!
Поэтому библиотеки
есть
верная
и




неизгладимая память человеческого рода,
отдельные члены которого обладают ею в несовершенной и ограниченной степени.
Оттого-то
большинство ученых неохотно
позволяет испытывать
свои познания,
как купцы свои торговые книги.
Человеческое
знание неизмеримо во все стороны, и из того, что достойно
знания, никто в одиночку не может знать даже и тысячной доли.
Сообразно
с
этим, науки достигли такого широкого объема, что тот, кто
хотел
бы
в
них
что-нибудь
сделать,
должен
заниматься
только
вполне
специальною
отраслью, не заботясь
обо
всех
прочих.
Тогда
он
по
своей
специальности
хотя и
будет стоять выше профана, но во всем остальном будет
таким
же
профаном.
Если
к
этому
еще
присоединится
все
чаще
и
чаще
встречающееся пренебрежение древних
языков (изучение
которых наполовину не
имеет смысла),
чрез
что
исчезает
гуманитарное образование,
то мы
скоро
увидим
ученых,
которые
вне
своей специальности будут чистейшими
ослами.
Вообще ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz