нас ужасают случайные взрывы его натуры. Но когда и где спадают замки и цепи
законного порядка и
водворяется анархия, там обнаруживается,
что он такое.
Впрочем, кто хотел
бы уяснить себе
это
и
вне такого
случая,
тот
может
убедиться
из сотни старых и новых
документов, что человек
в
свирепости и
беспощадности
не
уступит
никакому
тигру
и
ни
одной гиене. Полновесное
доказательство
из недавнего
прошлого
представит
ему отчет
американского
общества
об
обращении
с
невольниками
в
рабовладельческих
штатах Союза
"Slavery and
the
internal
Slavetrade
in the
United
of
North
America"
(London, 1841)*.
Книга представляет один
из тягчайших обвинительных
актов
против человечества.
Никто не выпустит из рук этой книги без ужаса и
редко
кто
без слез. Ибо что читатель когда-либо слышал, или воображал, или грезил
о
несчастном
положении
рабов
и
вообще
о
человеческой
черствости
и
жестокости,-- все это покажется
ему ничтожным и бедным, когда прочтет,
как
эти
черти
в
человеческом
образе,
эти
набожные,
богомольные,
строго
соблюдающие
субботу
негодяи
(и между
ними также
английские
священники)
обращались со
своими
черными
братьями,
которых они
беззаконием и
силою
захватили
в
свои чертовские
когти.
Книга эта,
состоящая
из
сухих,
но
достоверных и засвидетельствованных показаний,
до
такой степени
возмущает
всякое человеческое чувство, что является охота с нею в
руках проповедывать
крестовый поход
для обуздания и наказания рабовладельческих штатов Америки,
ибо они -- позорное пятно на всем
человечестве. Другой пример из настоящего
-- так
как для иных прошедшее недоказательно -- представляет описание того,
как перуанские офицеры обращаются со своими солдатами,
в "Tschudi's
Reisen
in Peru"
**, (1846 г.). Но нам незачем ходить за примерами в Новый Свет. Не
далее как в 1848 г. было обнаружено, что в Англии, и
не раз, а сотни раз
в
течение короткого промежутка
времени, супруги или отравляли друг друга, или
сообща
отравляли детей, медленно замучивая их подчас
до смерти голодом или
небрежным
уходом только
для того,
чтобы получить с
погребальных
обществ
(burialclubs)
обеспеченные
им
на случай
смерти похоронные
расходы,
для
каковой
цели они застраховывали
ребенка сразу
в нескольких, иногда в
20,
подобных обществах. Об этом можно справиться в "Times" (1848 г., 20, 22 и 23
сентября), который
ввиду
этого факта настаивает на
необходимости закрытия
погребальных обществ. То же обвинение самым настойчивым
образом повторяется
от 12 декабря 1853 года.
*
"Рабовладение
и
внутренняя
работорговля
в
Северо
американских
Соединенных штатах" (Лондон, 1841) (англ)
** "Путешествии Джуди в Перу" (англ)
Конечно,
свидетельства
этого рода составляют
мрачнейшие
страницы
в
уголовных актах человечества. Но источником этого
и всего подобного
служит
внутренняя,
прирожденная сущность человека
-- этого божества пантеистов. В
каждом
человеке
прежде
всего
гнездится
колоссальный
эгоизм, который
с
величайшею
легкостью
перескакивает
границы
права,
о
чем
в
мелочах
свидетельствует обыденная
жизнь, а в
крупном масштабе
-- каждая
страница
истории. Да разве
в
основе
общепризнанной
необходимости столь
тщательно
оберегаемого европейского равновесия не лежит уже сознание, исповедание того
факта,
что
человек
есть
хищное
животное,
наверняка
бросающееся
на ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz