известное
под
техническим
термином
игнорирования, может
иметь долговременный
успех,
когда
(как, например, в
высших
науках) ближайшая
публика и судьи
такого
отличия состоят из одних
специалистов,
товарищей
по профессии,
и,
следовательно,
более
обширная
публика,
не вдаваясь сама
в
изыскание,
пользуется
правом
голоса только
посредственно,
чрез
этих
специалистов.
Если
же
все-таки это
silentium
livoris, наконец, прерывается
когда-либо похвалою,
то
и это
также
редко
случается без задних мыслей со стороны орудующих здесь правосудием.
Всякий
может хвалить
только на
счет
собственного
значения, всякий,
утверждая славу
за другим деятелем
своей
или родственной специальности, в
сущности отнимает ее у себя. Вследствие этого люди уже
сами по
себе и
для
себя расположены и склонны вовсе не к похвале и прославлению, а к
порицанию
и порочению, так как через это они косвенным образом сами себя хвалят.
Если
же
все-таки они прибегают к первым, то для этого
должны преобладать другие
соображения и
мотивы. Так как
здесь не может быть
подразумеваем
позорный
путь
кумовства
или
приятельства,
то
самым
действительным
остается
то
соображение, что
ближайшее
после
собственных
заслуг достоинство человека
заключается в беспристрастной оценке
и признании
чужих заслуг, сообразно с
троякою иерархиею голов, установленною
Гезиодом и Макиавелли (см.:Vierfache
Wurzel
des
Satzes
vom
Grunde.
2
Aufl.,
50
S.).
Кто
теряет
надежду
осуществить
свои
притязания
на
помещение
в
первый
разряд,
охотно
воспользуется случаем занять местечко во втором. Это есть почти единственная
гарантия,
на
основании
которой
всякая
заслуга
может
в
конце
концов
рассчитывать на признание. Этим же объясняется и то обстоятельство, что коль
скоро уже
раз
признано высокое
достоинство произведения
и
не может быть
далее
ни
скрываемо,
ни отвергаемо,
то все
вдруг
наперерыв
усердствуют
почтить
и
похвалить
его,
в
расчете и
себе стяжать честь. Поэтому они и
спешат захватить на свой пай то, что ближе всего отстоит
от недоступной для
них награды за собственные
заслуги: правдивую оценку чужих
заслуг. И тогда
между
ними происходит то
же, что среди
обращенного в бегство войска, где,
как сперва
при наступлении, так теперь и при бегстве, каждый старается быть
впереди прочих.
Кроме
того, теперь
всякий
спешит засвидетельствовать свое
одобрение
удостоенному
наградою общего
признания, в силу несознаваемого зачастую
им
самим
(и указанного нами выше) закона сродства и однородности, чтобы именно
казалось, что образ мышления и воззрения прославляемого родствен и однороден
с его
собственным, и чтобы этим
спасти по крайней мере честь своего вкуса,
так как ему более ничего уже не остается.
Из сказанного ясно видно, что
хотя весьма трудно достигнуть славы, но,
раз достигнув,
легко удержать ее за собою, и что быстро приобретаемая слава
рано-временно и
гаснет, оправдывая
изречение:
"Quod cito
fit, cito pent"
("Что
быстро
осуществляется, то
быстро
и
проходит"), ибо
если
человек
обыкновенного
пошиба
так
легко
распознает
достоинства
произведения,
а
соискатель и соперник так охотно признает их значение, то понятно, что такие
произведения
не
могут
особенно
значительно
превышать
производительных
способностей обоих. Tantum quisque laudat, quantum se
posse sperat
imitari
*. К тому же, ради упомянутого закона однородности, быстро наступающая слава
составляет
подозрительную
примету
--
она
есть ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz