заслуживает того,
чтобы его
внимательно рассматривали, но
не всякий стоит
того,
чтобы с ним разговаривать.
Если
как отдельная
мысль природы всякий
индивидуум достоин
внимания и
наблюдения,
то в высшей степени заслуживает
того же красота, ибо она есть высшая и более обобщенная мысль природы,-- она
представляет идею породы, вида (sресies). Поэтому то она так могущественно и
приковывает наш взгляд
и
внимание.
Она
есть
основная
и
главная
мысль
природы, тогда как индивидуум -- только побочная, придаточная мысль.
Все безмолвно исходят из того положения, что всякий таков, каков он
по
виду
и
наружности,
и
положение
это
также
справедливо;
но
трудность
заключается в разгадывании, способность к которому частью врожденная, частью
приобретается
опытом; но
вполне
ею никто не владеет,
даже
самые опытные
могут еще впасть в заблуждение; и, однако же, лицо (физиономия) не лжет, что
бы там ни
говорил Фигаро, хотя мы часто читаем не то, чтo
на нем написано.
Во
всяком случае, дешифрирование
лица
есть
великое
и трудное искусство.
Принципы его не усваиваются in abstracto (отвлеченным путем). Первое условие
для этого-- рассматривать наблюдаемого человека ч и с т о о б ъ
е к т и в н
ы
м взглядом, чтo
не
так-то легко. Коль скоро
именно примешался малейший
след
антипатии, или
симпатии, или страха, или
надежды, или
мысль
о том,
какое
впечатление
произвели
мы
сами,--
короче,
как
скоро
примешалось
что-либо субъективное
(личное), иероглиф
становится сбивчивым и
веточным.
Как звуки какого-либо языка слышит явственно только тот, кто их
не понимает
(ибо в
противном случае означаемое немедленно вытесняет
из сознания знак),
так точно
я
физиономию
какого-либо человека видит только тот, кто ему еще
совершенно чужд, т.е.
кто еще не пригляделся к его лицу во время нескольких
встреч
или
же
разговора
с
ним.
Поэтому
чисто
объективное впечатление
какого-либо лица, а вместе с тем и
возможность его
дешифрирования,
строго
говоря, получается только при первом
на него
взгляде. Как запах производит
на нас впечатление только при своем, появлении, а вкус вина ощущается только
за первым стаканом,
точно так
же и лица производят свое первое впечатление
только при первой встрече. Поэтому
ей следует
посвящать
самое
тщательное
внимание: следует заметить себе первое впечатление, а для людей, имеющих для
нас личное
значение,
даже и
записать, если
именно
хотим
верить
своему
физиогномическому
чувству
и
суждению. Дальнейшее
знакомство,
обхождение
изгладит
это
впечатление,
но
обстоятельства
когда-нибудьвпоследствии
подтвердят его.
Между тем мы не хотим скрывать от себя, что этопервое лицезрение бывает
большею частью в высшей
степени
неприятно:
так мало
путно и состоятельно
большинство! За исключением красивых, добродушных и интеллигентных лиц, т.е.
чрезвычайно немногих и редких,-- я полагаю, что у чувствительных особ всякое
новое
лицо большею частью должно
вызывать родственное со страхом
чувство,
представляя
неприятное в новых и неожиданных сочетаниях.
И
действительно,
почти всегда это бывает жалостное,
прискорбное лицезрение. Попадаются
даже
такие
люди,
на
лице
которых отпечатана такая наивная пошлость и
низость
образа
мыслей
и
такая
животная
ограниченность
рассудка,
что
просто
удивляешься,
как они рискуют
выходить с
такою
физиономиею и
не надевают
маски.
Бывают даже
лица, от простого
лицезрения
которых
чувствуешь себя
оскверненным. Поэтому нельзя
осуждать тех, кому привилегированное положение
позволяет
жить
в
такой
обстановке
и
уединении,
в
которой они
вполне
избавлены от мучительного чувства "видеть новыелица".
При
метафизическом объяснении этого
обстоятельства следует принять
в
соображение,
что
индивидуальность
каждого
человека
есть
именно
то
отрицательное, от чего он посредством собственного существования должен быть
устранен и исправлен. Если же довольствоваться психологическим
объяснением, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz