раскрываются более
широкие и более ясные перспективы
в даль вечности,
чем
большинству философов -- в параграфах их рациональной психологии и теологии.
Итак, следующую проповедь держал с эшафота
15 апреля 1837 года в Глочестере
некий Бартлетт, убивший
свою
тещу: "Англичане и
земляки! Лишь
очень мало
слов имею я сказать вам; но я прошу вас, всех и каждого, чтобы этим немногим
словам
вы дали
проникнуть глубоко в
ваши сердца,
чтобы
вы хранили их
в
памяти не только
в
течение предстоящего печального
зрелища,
но
чтобы вы
унесли их с собою домой и повторили их вашим детям и друзьям. Об этом я молю
вас,
как
умирающий,
как
человек, для
которого
уже приготовлено
орудие
смерти. И вот эти немногие слова: отвергните
любовь к этому умирающему миру
и к его
суетным радостям;
думайте
меньше
о
нем и больше
о
Боге вашем.
Сделайте
это! Обратитесь, обратитесь! Ибо будьте уверены, что без глубокого
и
истинного обращения, без обращения к вашему
небесному Отцу, вы не можете
питать ни малейшей надежды когда-либо достигнуть той обители блаженства, той
страны
мира, куда
я
теперь, как
я
твердо
уповаю, приближаюсь
быстрыми
шагами" ("Times", от 18 апреля 1837 года). Еще замечательнее последние слова
известного убийцы
Гринакара, который был казнен в Лондоне
1 мая 1837 года.
Английская
газета
"The
Post"
передает
об
этом
следующее
известие,
перепечатанное и в "Galignani's Messenger" от 6 мая 1837 года: "Утром в день
казни
один
господин
советовал ему возложить свои упования на Бога и через
посредничество
Христа молить Его о
прощении. Гринакар же
ответил
на это:
просить о прощении через посредничество Христа, это
дело убеждения; он
же,
со
свой стороны,
думает,
что в глазах Высшего Существа
мусульманин стоит
столько
же, сколько и христианин,
и имеет столько же прав на блаженство. С
тех пор
как он попал
в темницу, он обратил
свое внимание
на богословские
предметы и выработал себе убеждение, что виселица, это --
паспорт на небо".
Именно, то равнодушие к положительным религиям, которое
оказывается в
этих
словах, придает им особенное значение: оно показывает, что в основе их лежит
не
безумная мечта
фанатика, а личное, непосредственное убеждение. Упомянем
еще
о
следующей
черте, которую "Galignani's Messenger" от 15 августа 1837
года заимствует из "Limerick Chronicle": "В прошлый понедельник была казнена
Мария Куней за возмутительное убийство госпожи Андерсон, Эта несчастная была
так глубоко проникнута
сознанием
огромности
своего
преступления, что она
целовала веревку, наложенную ей
на шею,
и смиренно молила Бога о милости".
Наконец,
еще
одно
известие:
"Тайме"
от
29 апреля
1845
года
приводит
несколько писем, которые за день
до
своей
казни
писал
Хоккер
(Геккер),
осужденный за убийство Деларю. В
одном из
них он говорит: "Я
убежден, что
если не будет разбито естественное сердце (the natural heart
be broken), но
будет обновлено
божественной
благодатью, то как бы
ни казалось
оно
миру
благородным и
достойным, оно никогда не будет в состоянии думать о вечности
без внутреннего содрогания". Таковы те перспективы в даль
вечности, которые
открываются с вышки смертной казни, и
я тем менее
постеснялся упомянуть
о
них, что и Шекспир говорит:
About of these convertites
There is much matter to be heard and learn'd {sup}363 {/sup}
{sup}363{/sup}
От этих обращенных многое можно узнать и многому
можно
научиться
(Как вам это понравится. Последняя сцена) (англ.).
То, что и христианство приписывает страданию указанную
нами, очищенную
и
освящающую
силу,
а
высокому
благополучию
приписывает
влияние
противоположное, -- это выяснил Штраус в своей "Жизни Иисуса"
(том I, отдел
II,
глава
6, §
72
и 74). Он
говорит
именно,
что заповеди блаженства в
Нагорной проповеди имеют другой
смысл у Луки
(6:21), чем у
Матфея (5:3
и
сл.):
только
последний
присоединяет
к
????????
??
??????
(нищие)
слова
??
????????
"духом"
и
к
?????????
(алчущие)
--
???
??????????? (жаждущие
истины); ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz