любовная
страсть,
собственно, сосредоточивается
вокруг будущего
дитяти и его способностей и здесь лежит ее
зерно, то между
двумя молодыми и
здоровыми людьми разного пола,
благодаря совпадению в
их
взглядах, характере и умственном складе вообще,
может существовать
дружба,
без всякой примеси
половой
любви; более того, в этом
последнем
отношении
между
ними
может царить даже известная
антипатия.
Причину этого
следует
искать в
том, что дитя, которое они могли бы родить, имело бы физически или
духовно
дисгармонирующие свойства, короче говоря,
его жизнь и
характер не
соответствовали
бы
целям воли к жизни, как
она воплощается в данном роде.
Бывают
противоположные
случаи:
несмотря
на
разность
в
образе
мыслей,
характере
и
умственном
складе
вообще,
несмотря
на
возникающую
отсюда
антипатию и даже
прямую враждебность,
между индивидами
разного пола может
зародиться и окрепнуть
половая
любовь, и она ослепляет их по
отношению ко
всему остальному; и если она доводит их до брака, то он весьма несчастлив.
Перейдем
теперь к
более
обстоятельному исследованию нашего предмета.
Эгоизм так
глубоко
коренится
в свойствах всякой индивидуальности
вообще,
что, когда необходимо пробудить
к деятельности
какое-нибудь индивидуальное
существо,
то
единственно
надежными
стимулами
для
этого
являются
его
эгоистические
цели. И
хотя
род
имеет
на индивид
более
первоначальное,
близкое и значительное право, чем сама преходящая индивидуальность, но когда
индивиду
предстоит
работать
для
благополучия и
сохранения
рода
и даже
приносить
для этого жертвы, то его интеллект,
рассчитанный
на одни только
индивидуальные цели, не может
настолько ясно
проникнуться важностью
этого
дела,
чтобы поступать
согласно ей. Вот почему в
подобных
случаях природа
может
достигнуть своей
цели только
тем,
что
внушает индивиду
известную
иллюзию, в силу которой ему
кажется его личным благом то, что на самом деле
составляет благо только для рода, и таким образом индивид служит последнему,
воображая,
что служит
самому себе: перед ним проносится чистейшая
химера,
которая, побудив
его на
известный
поступок,
немедленно
исчезает;
и,
в
качестве мотива, она заменяет
для
него
действительность.
Эта
иллюзия --
инстинкт. В подавляющем большинстве
случаев на последний надо смотреть
как
на
мысль рода,
которая предуказывает воле
то, что полезно ему. Но так как
воля стала здесь
индивидуальной,
то ее необходимо
обмануть таким образом,
чтобы то, что
рисует перед нею мысль
рода, она восприняла мыслью индивида,
т.е. чтобы ей казалось, будто она идет навстречу индивидуальным целям, между
тем как
на самом деле она стремится к целям чисто родовым (это слово я беру
здесь в самом подлинном
смысле его).
Внешнее проявление инстинкта мы лучше
всего
наблюдаем
на животных,
где
его роль
наиболее значительна; но
тот
внутренний процесс,
который происходит при этом, мы, как
и все внутреннее,
можем изучать только на самих себе. Правда, иные думают,
что у человека нет
почти
никаких
инстинктов или, в крайнем
случае, тот один, в силу которого
новорожденный ищет и хватает материнскую грудь. Но в действительности
у нас
есть
один
очень
определенный,
ясный
и
даже
сложный
инстинкт, именно,
инстинкт столь тонкого,
рачительного и своевольного выбора другого индивида
для удовлетворения половой потребности.
На
удовлетворение этой
потребности,
поскольку оно представляет собою
чувственное наслаждение,
воплощающее
могучее
влечение индивида, почти
не
влияет красота или безобразие другого индивида. Если же мы все-таки обращаем
столь серьезное внимание на
эстетическую
сторону
дела
и
в силу
нее так
осмотрительно
производим
свой выбор,
то
это, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz