войне,
именно то, что задает постоянную работу
своему спутнику-- сознанию,
которое его обуздывает и
сдерживает в известных
пределах. Это можно бы
во
всяком случае назвать радикальным злом, что угодило бы по крайней мере
тем,
для которых слово занимает место объяснения. Но я говорю: это в о л я, х о т
е н и е
жизни
(der
Wille
zum Leben), которая,
будучи все более и
более
озлобляема
постоянным
страдальческим
существованием,
старается облегчить
собственные
муки,
причиняя
их
другим.
Но
этим
путем
она
постепенно
развивается
до истинной злобы
и
жестокости.
К этому
можно также сделать
замечание,
что как материя
(следуя
учению
Канта)
существует
вследствие
противодействия двух
сил,
расширения
и
сжимания, так точно
человеческое
общество основывается
на противодействии
между
ненавистью,
или гневом, и
страхом.
Ибо
ненавистливость нашей натуры
легко могла бы когда-нибудь
из
каждого
сделать убийцу, если бы
в
нее
не было
вложено
для
удержания в
известных
границах надлежащей дозы страха; и
опять-таки, один страх сделал
бы каждого жертвою насмешки и игрушкою
всякого мальчишки, если бы
только в
человеке не стоял постоянно наготове и на страже гнев.
Но сквернейшею чертою человеческой природы все-таки остается з л о р
а
д
с
т
в
о,
находящееся в
тесном родстве
с жестокостью
и отличающееся
собственно от этой последней
только как теория от практики.
Вообще же
оно
проявляется там, где
должно
бы найти себе
место с о
с т р а д а
н и
е,
которое
как
противоположность
первого
есть настоящий
источник
истинной
справедливости
и
человеколюбия.
В
другом
смысле
противоположность
сострадания
представляет
з а в и
с т ь, именно
поскольку
она вызывается
противоположным поводом. Следовательно, ее противоположность с
состраданием
прежде
всего основывается
на
п о в о
д
е,
и
только
вследствие
этого
последнего
проявляется
она и
в
самом ощущении.
Поэтому зависть, хотя
и
предосудительна,
но
допускает
извинение
я
вообще
человечна, тогда
как
злорадство
-- что-то
сатанинское
и его усмешка -- ликование ада. Оно, как
сказано, проявляется как
раз
там,
где должно быть дано место состраданию.
Зависть, напротив
того,
выступает только там,
где существует
повод не
к
состраданию,
а,
скорее,
к
противоположному
чувству, и
именно
как
эта
противоположность и
возникает в человеческой
груди зависть, следовательно,
все-таки
еще
как человеческое
настроение; я
даже опасаюсь,
что ни
один
человек не окажется
вполне от
нее
свободным. Что человек
при виде чужого
достатка
и
наслаждения
горше
и
больнее
чувствует
свою
нужду
и
недостаточность
--
это
естественно
и
неизбежно,
лишь бы
при
этом
не
возникало
ненависти к
более счастливому: но в этом-то собственно и состоит
зависть.
Казалось
бы
менее всего
она
должна была
проявляться ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz