|
то спрашивается, каких же ожидать физиономий у тех, внутри которых во всю их
долгую
жизнь
чрезвычайно редко
всплывало
что-либо иное, кроме
мелочных,
низких,
жалких
мыслей
и
пошлых,
своекорыстных,
завистливых,
гадких
и
злостных
желаний.
Каждая
из
этих
мыслей
и
желаний
на
время
своего
присутствия
налагала на
лицо свое выражение:
все
эти
следы,
вследствие
многих
повторений, глубоко врезались
с
течением времени и, как говорится,
наторили
свой
путь
на физиономии. Потому-то
большинство людей
таковы по
своему внешнему виду, что
ужасаешься при
первом
на
них взгляде и
только
мало-помалу привыкаешь к их лицу, т.е. так притупляешься к производимому ими
впечатлению, что оно более не действует.
На
этот
же
медленный
процесс
образования
постоянного
выражения
физиономии путем бесчисленных мимолетных характеристических
напряжений лица
служит также
причиною, почему
интеллигентные,
осмысленные лица становятся
таковыми только постепенно
и
даже
только
под
старость приобретают
свое
высшее выражение, тогда как на портретах из их юности намечены только первые
следы
его. Напротив
того, только что сказанное нами насчет первого
страха
согласуется с вышеприведенным замечанием, что лицо производит свое настоящее
и полное впечатление только
в
первый раз.
Чтобы совершенно
объективно
и
неподдельно
(беспримесно)
воспринять
это
впечатление,
мы
не
должны
находиться
ни
в каких
отношениях к человеку, а
если
возможно, то
и
не
говорить
с
ним.
Всякий
разговор
уже
некоторым
образом
сближает
и
устанавливает известное
обоюдноес
у
б
ъ е
к т и
в
н о
еотношение, от
которого тотчас же
пострадает объективность восприятия. Так как
к тому же,
каждый
старается
возбудить уважение или приязнь, то наблюдаемый тотчас
же
пустит
в ход
всякие
усвоенные уже
им
уловки
притворства, станет своими
минами лицемерить, льстить и так нас этим подкупит, что мы вскоре перестанем
видеть то, что явственно
показал нам первый взгляд. Поэтому-то и говорится,
что "большинство людей
при ближайшем знакомстве в ы и г р ы в а ю т", тогда
как
следовало бы сказать
-- " н
а
с о д
у
р а
ч и в а
ю т". Когда же
впоследствии
наступит плохое стечение обстоятельств,
тогда большею
частью
вывод
первого
взгляда
получает
свое
оправдание
и
часто придает
этому
последнему
язвительный,
оттенок.
Если
же,
напротив
того,
"ближайшее
знакомство" с места же
неприязненное, то точно так же
вряд ли
кто найдет,
чтобы
люди
от
него
выигрывали.
Другая причина кажущегося
выигрыша
при
ближайшем знакомстве состоит в том,
что человек, первое лицезрение которого
нас
от
него
предостерегало,
коль
скоро
мы
с
ним
разговариваем,
уже
показывает
нам не только свою собственную сущность и
характер, но
и
свое
образование, т.е.
не
просто то, чтo он
действительно есть по природе,
но
также
и то, чтo он
усвоил
из общей сокровищницы
всего человечества:
три
четверти того, чтo он говорит, принадлежит не ему, а вошло в него извне,-- а
мы-то
часто удивляемся, слушая, как ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56
57 58 59 60 61 62 63 64 65