|
создавшего
бессмертное
произведение,
находится
в
великом
несоразмерном
отношении к этому последнему, все равно как смертная мать,
например Семела,
к
рожденному
ею бессмертному богу.
Между тем для знаменитого человека вся
разница между славою
у современников и
у потомства
сводится к тому, что в
первом случае он отделен от своих почитателей
пространством, а во втором --
временем. Ибо на самом деле их не бывает у него перед глазами даже при славе
у
современников. Почитание не
выносит
близости и держится почти
всегда в
отдалении, потому что оно от личного присутствия почитаемого тает, как масло
от солнца. Потому-то девять
десятых
из людей, окружающих стяжавшего
уже у
современников знаменитость человека, будут мерить его меркою звания, ранга и
состояния и только
у десятой
части
как отголосок
доходящей
издали молвы
пробудится глухое сознание его
превосходства. Эту несовместимость почитания
с личным знакомством и славы
с нахождением в живых
заметил еще Петрарка
в
одном
из своих
латинских
писем. Он
говорит в
нем
между прочим, что все
ученые
его
времени имели
правилом не признавать
и относиться
свысока ко
всякому
сочинению
автора,
которого
хоть
раз
видели.
Если
поэтому
высокознаменитые люди обречены
на
то, чтобы получать признание и почитание
всегда с
известного расстояния, то не все ли равно, будет ли это расстояние
временное
или пространственное?
Конечно,
в
этом последнем
случае к
ним
иногда доходит
весть об этом,
чего никогда не
может
быть в первом. Зато,
однако ж, человек, оказавший истинные
и
великие заслуги и отличия,
всегда
может с уверенностью предвосхитить свою славу у потомства и
преднасладиться
ею.
Да, кто
порождает
какую-либо действительно великую идею,
тот
уже
в
момент ее
зачатия проникается связью с грядущими поколениями; он
чувствует
при этом
распространение
своего
существования
в
долготу
веков и
таким
образом живет
как для потомков,
так и вместе с потомками.
Если,
с другой
стороны, пораженные
удивлением к великому человеку, произведениями которого
мы только что занимались, мы жаждем
его присутствия, желали бы его
видеть,
говорить
с
ним и иметь его
среди нас, то это стремление
тоже не остается
безответным,
ибо
и
он
с
своей
стороны
жаждал
и
стремился
душою
к
признательному
потомству,
которое
бы
воздало ему
честь, благодарность и
любовь, в чем ему было отказано завистливыми современниками.
* *
*
Если
умственные произведения
высшего
рода
большею
частью
получают
признание
только
перед
судом
потомства, то
совершенно
обратный
жребий
уготован некоторым известным, блистательным заблуждениям, которые, исходя от
талантливых
людей,
появляются
во всеоружии, по-видимому,
таких
солидных
доводов и
отстаиваются
с таким уменьем и знанием, что приобретают
славу и
значение у современников и пользуются
ими, по крайней мере до тех пор, пока
живы
их виновники.
Таковы некоторые
ложные теории,
ошибочные приговоры и
опровержения,
а
также произведения поэзии
и искусств в
ложном
вкусе или
вычурной манере, приноровленной к
предрассудку времени.
Значение
и
почет
всех подобных
произведений
основывается
на
том,
что еще
не
имеется
в
наличности
людей, которые
бы сумели их опровергнуть или
указать их ложную
сторону. Дело это большею частью выпадает на
долю ближайшего поколения -- и
тогда оканчивается их
величие. Только
в некоторых отдельных случаях длится
оно дольше, как,
например, это случилось, да и теперь еще
продолжается,
с
ньютоновскою теориею цветов. Другие примеры в этом роде -- система Птолемея,
химическая
теория
Сталя,
отрицание ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65