|
недостатка,
следовательно,
если
обращена
она
к
заслугам,--
то
недостатка
заслуг.
Отношение зависти к отличию чрезвычайно хорошо
изображено в обширной
басне
моим
превосходным
Бальтасаром
Грасианом
(Gracian);
она
помещена в
его
"Discreto"* под названием "Hombre de obstentacion" **. Собрались все птицы и
составили
заговор
против
павлина.
"Нам
бы
только
добиться,--
сказала
сорока,-- чтобы
он
не
мог более щеголять своим проклятым
хвостом,
тогда
красота его быстро померкнет, ибо чего никто не
видит, то все равно, что не
существует",--
и
т.д.
Сообразно
с
этим,
добродетель
скромность
также
изобретена только для
ограждения от зависти. Что же касается до
того,
что
всегда найдутся
негодяи,
которые настаивают
на
скромности и так сердечно
радуются
скромности
человека
с заслугами, то
это
разобрано
мною в моем
главном
произведении
(см.: Die Welt als Wille
und Vorstellung. B. 2. Cap.
37.
S.
426). У
Лихтенберга,
в его "Vermischte
Schriften" ***, находится
следующее изречение: "La modestie devrait
etre la vertu de ceux,
a qui les
autres manquent" ("Скромность
должна
быть
добродетелью
тех,
у кого
нет
других"). Известное и многим досаждавшее выражение Гете "nur die Lumpen sind
bescheiden"
("скромны только бедняки,
голь") было еще
раньше
употреблено
Сервантесом.
В
наставлении
поэтам,
приложенном
к
его
"Путешествию
на
Парнас", говорится: "Que
todo poeta,
a quien
sus versos hibieren
dado
a
en-tender que lo es, se estime у tenga en mucho, ateniendose a aquel refran:
ruin sea el que por
ruin se
tiene" ("всякий поэт, которому
стихи его дали
понять, что
он действительно
поэт,
должен высоко ценить и
уважать
себя,
руководствуясь пословицей "Нищий тот, кто себя выдает
за нищего""). Шекспир
во многих своих сонетах -(где он
собственно только и мог говорить о себе) с
такою
же
уверенностью,
как
и
простодушием,
прямо
провозглашает
свои
сочинения бессмертными.
Издатель его сочинений Кольер
(Collier) говорит об
этом в
предисловии
к
сонетам
следующее: "Во
многих из
них
встречаются
замечательные признаки самоуважения и уверенности в бессмертии своих стихов,
и мнение нашего автора на
этот счет
остается прочным
и неизменным. Он
ни
разу не задумывается высказывать это
мнение,
и,
может быть, не было
ни в
древнее, ни в новое время другого писателя, который бы, по отношению к своим
сочинениям такого рода,
так часто и так решительно высказывал твердую веру,
что свет не даст погибнуть тому, что им написано в этом родепоэзии".
* охвачен сильным трепетом (итал)
* "Благоразумном" (исп.)
** "Хвастун" (исп)
*** "Сборнике сочинений" (нем)
Часто употребляемое завистью средство для унижения хорошего заключается
в
бесчестном и
бессовестном восхвалении дурного,
ибо коль
скоро получает
значение
дурное, хорошее
погибло. Как ни
действительно на известное время
это средство, особенно если оно практикуется в обширных размерах, но в конце
концов
настает,
однако
же, время
расчета; и
временное доверие,
которым
пользовались плохие произведения,
оплачивается установившимся недоверием
к
гнусным хвалителям
таких произведений, почему они и предпочитают оставаться
анонимными.
Так как
подобная
же опасность,
хотя и
с
более дальнего расстояния,
грозит и
прямым порицателям и
хулителям хорошего, то многие
слишком умны,
чтобы прибегнуть
к этому
средству. Поэтому ближайшее последствие появления
блистательного
отличия
часто
состоит только в том,
что все сотоварищи по
профессии, задетые этим за живое, как птицы павлиньим хвостом, погружаются в
глубокое молчание,
и
так единодушно, как будто
по уговору; у
всех
у них
отнимаются языки:это и есть silentium livoris (злобное молчание) Сенеки. Это
коварное
и
упорное
молчание, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65