|
осязательность
всякий раз только посредством
каждого отдельного поступка и
только таким
путем чувствуются нами
все
дурные стороны нашего
характера.
Каждое действие именно сопровождается таким комментарием совести: "Ты мог бы
поступить и иначе",-- хотя
собственно истинный смысл этого есть: "Ты мог бы
также
быть
иным".
Так
как, с
одной
стороны, вследствие
неизменяемости
характера, а с другой -- вследствие строгой необходимости, с какою наступают
все обстоятельства, в которые он последовательно вступает, жизненное поприще
каждого человека является строго и точно определенным от А и до Z, и так как
все-таки одно
жизненное поприще во всех как субъективных, так и объективных
определениях оказывается
несравненно счастливее,
благороднее
и
достойнее
другого,
то это и побудило
буддистов и
браманистов прийти к той гипотезе,
что все субъективные
условия, с которыми и объективные, при которых человек
родится,
суть
нравственные
последствия
иного,
предшествовавшего
существования.
Макиавелли,
который,
как
кажется,
вовсе
не
занимался философскими
спекуляциями (выкладками) в силу проницательной остроты своего несравненного
рассудка,
пришел
к
следующему,
поистине глубокомысленному
изречению,
в
котором сквозит интуитивное сознание полнейшей
необходимости,
с какою, при
данных
характерах
и
мотивах,
совершаются
все
поступки
и
действия. Он
начинает этим изречением пролог к
своей
комедии "Clitia"*:
"Sе
nel mondo
tornas-simo
medesimi uomini, come tornano i medesimi cosi, non passarebbono
mai cento anni, che mo
non ci trovassimo un
altra volta insieme, a fare Ie
medesime cose, che
hora"
("Если бы
возвращались
на свете те
же
люди
и
повторялись те же
самые случаи, то не прошло бы и ста
лет, как мы снова бы
находились опять вместе, делая
опять то же самое, что и ныне").
Но
на эту
мысль, должно быть, был он
наведен воспоминанием того, что говорит Августин
в "De Civitate Dei"** (lib. 12, с. 12).
* "Клиция".
** "О Граде Божием" (лаг.)
Фатум
древних
(fatum,
?????????)
есть именно не
что
иное, как возведенная в сознание
уверенность,
что все
случающееся
прочно
связано цепью причинности,
а потому и совершается по строгой необходимости,
и что, следовательно, будущее вполне прочно предустановлено,
верно и
точно
определено, и
что-либо изменить в нем так же невозможно, как и в прошедшем.
Только предвидение будущего, о котором говорят фаталистические мифы древних,
следует
отнести
к
области
баснословного,
если
только
не
допускать
возможности магнетического ясновидения и двойного зрения. Вместо того
чтобы
стараться пустою
болтовнею и нелепыми
изворотами
отделаться
от
основной
истины фатализма, следовало бы пытаться ясно познать и уразуметь ее, так как
она есть доказуемая истина, составляющая важную данную для уразумения нашего
столь загадочного существования.
Предопределение
и фатализм различаются
не в
существенном, а только в
том, что данный характер и привходящее извне определение человеческих деяний
исходят в
первом
случае от
сознающей, а во втором --
от
бессознательной
сущности. В результате они сходятся: случается то,
что
должно совершиться.
Напротив,
понятие
о
нравственной
свободе
нераздельно
с
понятием
первосущности,
исконности
(Ursprunglichkeit). Ибо чтобы
существо,
будучи
творением другого, было бы притом, по своим хотениям и деяниям, свободным,--
это легко выразить словами, но не постигнуть мыслями. Оно может быть создано
только
со
всеми
своими свойствами. Но
из
этих-то
свойств необходимо
и
вытекают впоследствии
все
проявления
и
действия,
которые и есть
именно
приведенные
в
ходе
свойства,
требующие
только
внешнего
повода,
чтобы
обнаружиться. Каков
человек есть, так он и должен поступать: следовательно,
не
его
отдельным деяниям,
а его существу
и бытию
причитается
вина
или
заслуга.
Поэтому-то теизм
и
несовместим
с нравственною
ответственностью
(Вменяемостью) человека, и тщетно старались связать их посредством понятия о
нравственной свободе человека. Докантовский догматизм, желавший удержать оба
эти
предикамента раздельными, был принужден чрез это допустить две свободы:
одну
для космологии, а ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65