|
собрание сочинений) самого философастера,
так и его поклонников для поучения, предостережения и увеселения потомства и
как памятник этого века и этой страны.
Бросая взгляд на прошлое и всматриваясь вообще
в похвалу современников
всякого времени, найдешь, что она собственно всегда блудница, развращенная и
оскверненная тысячами недостойных, которым
она доставалась на долю. Кто мог
бы
еще вожделеть
такую распутницу? Кто бы возгордился ее благосклонностью?
Кто бы ее
не
отвергнул?
Напротив
того, слава
в потомстве
есть
гордая,
целомудренная
красавица, отдающаяся
только достойному, победителю, редкому
герою. Вместе с тем можно заключить из этого, как должно быть поставлено это
дело у двуногого человеческого рода; требуется человеческий век и даже целые
столетия, пока из
сотен
миллионов людей наберется горсть голов,
способных
отличить хорошее от дурного,
настоящее от ненастоящего,
золото от
меди,--
которых
и
называют поэтому судом потомства. Кроме того, этому
суду должно
еще благоприятствовать то
обстоятельство, что при нем смолкает непримиримая
зависть бездарности
и преднамеренная лесть низости, чрез что здравое мнение
добивается, наконец, права голоса.
И разве мы не
видим,
как во все
времена вследствие
этих злосчастных
свойств человеческого рода великие гении -- будь это в поэзии, философии или
искусствах
-- стоят одиноко,
как разъединенные
богатыри, одни
выдерживая
сомнительную борьбу
против
натиска целых полчищ?
Ибо
грубость,
тупость,
извращенность, вздорность и
животность громадного большинства человеческого
рода вечно борются с ними во всем, образуя те враждебные полчища, которые их
напоследок и одолевают. Что бы ни произвели эти изолированные богатыри,
все
это признается с трудом,
оценивается поздно и
только
путем
авторитета
и
легко
опять
оттирается
на
задний
план.
Фальшивое,
пошлое,
нелепое,
появляющееся
на
рынке,
яснее и
понятнее
"говорит
душе"
этого великого
большинства,
а потому
большею частью
и удерживает за собою поле
битвы. И
пусть себе стоит перед ними критик и кричит, как Гамлет, показывающий
своей
недостойной матери два портрета:"Где ваши глаза? где ваши глаза??" Ах! у них
нет
глаз!
Когда
я
наблюдаю
людей,
наслаждающихся
творениями
великих
мастеров, и подмечаю манеры и способ их одобрения, то
мне приходят в голову
дрессированные для так называемой комедии обезьяны, которые хотя
и довольно
сносно
жестикулируют по-человечески, но все же выдают отсутствие
истинного
внутреннего смысла этих жестов и тем обнаруживают свою неразумную природу.
Вследствие всего этого
употребительное выражение, что "такой-то
стоит
выше своего
века", сводится
на то, что он вообще стоит выше
человеческого
рода, почему именно он и может быть понят и признан только теми, которые уже
и
сами
значительно возвышаются
над уровнем обыкновенных
способностей. Но
такие
люди
слишком
редки
для
того, чтобы
во
всякое
время
иметься
в
значительном
количестве. Следовательно,
если
в
этом
отношении судьба не
порадеет
такому
выдающемуся
человеку,
то
он и
"не будет
признан своим
веком", т.е. будет
оставаться
без значения до тех пор, пока
постепенно, с
течением
времени не наберется
достаточно
голосов
редких
людей,
которые
способны
понять
и оценить выдающееся произведение
высшего рода.
Это-то и
называется у потомства "человек стоял выше своего века", вместо
того, чтобы
сказать "выше человечества". Человечество же всегда радо взвалить
свою вину
на одно
столетие. Отсюда следует, что кто стоял выше своего века, точно так
же
стоял
бы
выше
всякого
другого
века;
разве
только
по
счастливой
случайности в каком-либо веке
одновременно
с
ним
родилось
бы
несколько
способных
и
правдивых
критиков
по
его
профессии,
наподобие того,
как
говорится в одном прекрасном
индейском мифе о
Вишну: когда он воплотился в
богатыря, то
в то же
время для воспевания его подвигов
сошел на
землю
и
Брама. В этом смысле можно сказать, что
бессмертное произведение подвергает
свой
век
испытанию, в состоянии ли он оценить и
признать ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65