|
которые предаются
какой-либо науке или
искусству из удовольствия или любви
к
ним,
il
loro
dilleto*,-- теми, которые занимаются тем же самым
ради выгод; им доставляют
удовольствие
только
деньги,
которые зарабатываются
этими
занятиями. Это
уничижение основывается на их подлом убеждении, что никто не может
серьезно
приняться за какое-либо дело, если к тому не побуждает нужда, голод или иное
какое вожделение. Публика проникнута тем же духом и держится того же мнения:
отсюда ее постоянный респект перед
"людьми профессии",
специалистами, и ее
недоверие
к
дилетантам. В
действительности же, напротив того,
только для
дилетантов
самое
дело служит целью, а для специалистов как таковых простым
средством; но отдаться предмету
с полною серьезностью может только тот, кто
занимается con amore **
ради самого предмета, из любви к нему. Только такие
люди производили всегда самое великое, а не наемники.
* из каприза (итал.)
* с любовью (исп.).
* *
* Таким-то образом и Гете попал в дилетанты в теории
цветов. Несколько
слов об этом.
Позволительно
быть
глупым
и
гадким: ineptire
est
juris
gentium*;
напротив
того,
говорить
о
глупости
и
гадости
есть
преступление,
возмутительное нарушение добрых нравов и всякого приличия -- мудрое правило!
Однако же, я должен
на этот раз его оставить без внимания, чтобы поговорить
с
немцами по-немецки,
ибо
я должен
заявить,
что судьба гетевской теории
цветов есть вопиющее
доказательство или недобросовестности,
или полнейшего
отсутствия критической способности в немецком ученом мире: а может быть, при
этом порадели друг другу
и оба эти благородные качества. Масса образованной
публики ищет благоденствия
и развлечения,
почему и отбрасывает
в
сторону
все,
что
не
есть
роман, стихи
или
комедия.
Чтобы, в
виде исключения,
почитать когда-нибудь ради поучения, она сперва ждет удостоверения и подписи
тех, которые лучше
понимают, чтo действительно
поучительно. А лучше всего,
полагает она, могут судить об
этом
специалисты. Она именно смешивает
тех,
которые живут предметом,
с теми, которые живут для
своего предмета, хотя и
редко случается,
чтобы это были одни и
те
же люди. Еще Дидро заметил, что
те,
которые
преподают науку, не всегда бывают теми, которые
ее понимают и
серьезно
ею занимаются,
потому
что
у
таковых
не остается
времени
для
преподавания.
Те,
первые, только живут от
науки:
она для них не болеекак
"добрая
корова, снабжающая их маслом". Если величайший гений нации посвятил
свою жизнь на
изучение какого-либо
предмета,
как Гете
на теорию цветов и
красок,
и его учение не идет в ход, то обязанность правительств, содержащих
академии, поручить
им исследовать дело посредством особой комиссии, как это
делается во Франции
и с
менее
важными
вопросами.
К
чему
же
тогда эти
напыщенные
академии, в
которых заседает и чванится столько глупцов? Важные
новые
истины редко
исходят
от
академий: поэтому они должны
были
бы
по
крайней мере уметь оценять важные труды и говорить о них ex officio**.
* глупость -- закон для всех народов (лат.)
** по обязанности (лат). * * *
Немецкий ученый слишком беден, чтобы позволить себе быть добросовестным
и
честным.
Извиваться,
вилять,
приспособляться,
отрекаться
от
своих
убеждений, учить не тому и писать не то, что думаешь, пресмыкаться, льстить,
составлять партии
и приятельские кружки, принимать в соображение министров,
сильных мира, сотоварищей, студентов, книгопродавцев, рецензентов:словом, на
все обратить внимание
раньше, чем
на
истину
и
чужие
заслуги,-- вот его
обычай и метода. Чрез это
он
большею частью обращается в осмотрительного и
сообразительного прохвоста. Вследствие
этого в немецкой литературе вообще и
в философии в особенности недобросовестность
получила
такое
преобладание,
что, следует надеяться,
скоро достигнет
того пункта, где
она,
будучи уже
неспособною кого-либо обманывать, сделается недействительною.
Впрочем, в ученой республике обстоит все, как и в других республиках: в
ней любят простого,
недалекого человека, который тихонько
идет
себе своею
дорогою
и
не
старается быть
умнее
других.
Против
же
эксцентрических,
выделяющихся голов, как против угрожающих опасностью, соединяются и имеют на
своей стороне большинство, да и какое!
Сравнивая вообще, в республике
ученых
все
идет,
как
в Мексиканской
республике, где каждый старается только
для ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65