человек
не был уже в живых.
Здесь
строго
соблюдается предписание
Иисуса
Сираха: "Ante mortem ne iaudes hominem quemquam" *(главаII, стих 28).
{sup}1{/sup} Wivell
A.An
Inquiry
into the
History, Authenticity and
Characteristics
of
Schakespeare's
Portraits.
London,
1836
(Примеч.
переводчика).
{sup}2{/sup}
время
--
благородный,
справедливый
человек
(Примеч.
переводчика).
* "До смерти не хваля никого" (лат.).
Поэтому
тот, кто
создал
бессмертные творения,
должен в
собственное
утешение применять к ним индийский миф, что минуты
в жизни
бессмертного на
земле представляются годами, а земные годы суть минуты бессмертного.
Рассматриваемый
нами
недостаток
способности
правильного
суждения
обнаруживается
также
и
в
том,
что хотя
в
каждом
столетии
почитаются
превосходные творения прежнего времени, но не признаются таковые собственной
эпохи,
и внимание, заслуживаемое
ими, отдается плохим изделиям, с которыми
няньчится
каждое
текущее десятилетие, чтобы
потом
подвергнуться
за
это
осмеянию следующего.
Следовательно,
если
люди
с
таким
трудом
признают
истинные заслуги своих современников, то это доказывает, что они не умеют ни
ценить, ни понимать давно признанных произведений гения, почитаемых ими ради
их авторитета, ни наслаждаться ими. Образчиком и доказательством этого может
служить то, что если что-либо плохое, например философия Фихте, раз войдет в
кредит
и доверие, то оно может сохранить свое
значение еще в
течение двух
человеческих поколений, и
только если круг
читателей его слишком
обширен,
падение совершается быстрее.
* *
* Чтобы видеть
свет --
необходим глаз;
чтобы слышать музыку -- нужно
ухо. Точно так же достоинство всех великих произведений искусства
или науки
обусловливается
родственным, стоящим в уровне с
ними умом, которому бы они
говорили.
Только
он обладает магическим словом,
от которого зашевелятся и
появятся
на
свет
зачарованные
в
таких
произведениях
духи.
Человек
с
обыкновенной головою будет стоять перед
ними, как
перед запертым волшебным
шкафом
или перед
инструментом, на котором он не умеет играть и из которого
он извлекает только нестройные,
беспорядочные звуки, как бы ни хотелось ему
обмануть себя на этот счет. То
же самое великое творение производит, смотря
по
голове,
его
воспринимающей,
различие
впечатлений,
подобно
картине,
рассматриваемой
в темном
углу
или
при
солнечном
свете.
Поэтому
чтобы
произведение
могло действительно существовать и жить, необходим для каждого
изящного
произведения
чувствительный,
восприимчивый
ум,
а
для
глубокомысленного --
мыслящий. Зачастую случается,
что человек, подаривший
миру
такое произведение,
почувствует
на душе то же самое, что пиротехник,
который
бы
сжег
с энтузиазмом
свой
долго и
тщательно
приготовлявшийся
фейерверк и вдруг бы потом
узнал, что он попал не
туда, куда
следовало, и
что все его зрители были питомцы института слепых. И все-таки это
еще лучше
для
него,
чем
если бы
его
публика
вся
состояла
сплошь
из
присяжных
пиротехников;
потому
что в
таком
случае,
будь только
произведение
его
необычайно, он мог бы рисковать за него своей шеей.
* *
*
Причина того, почему нам что-либо нравится, заключается в однородности,
в
сродстве. Уже для чувства красоты
бесспорно
самое прекрасное будет
вид
(sре-cies), к которому принадлежишь, а в
пределах последнего --
опять-таки
собственная раса. Так же и в общежитии
всякий
безусловно предпочитает себе
подобного;для
глупца общество других глупцов несравненно приятнее
общества
всех великих умов, взятых вместе.
Поэтому каждому должны прежде
и больше всего нравиться его собственные
произведения, потому что они -- только зеркальное отражение его собственного
духа и эхо
его
мыслей. Затем ему будут
по душе ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz