|
прочим,
и они тотчас же распознаются по
этому недостатку.
* *
*
Характеристический признак первостепенных умов
есть непосредственность
всех
их суждений и приговоров.
Все, что они производят,
есть результат их
самособственного мышления,
который повсюду обнаруживается как таковой уже в
самом изложении. Следовательно, они, подобно монархам,
имеют в царстве умов
верховную непосредственность; все
остальные медиатизированы, что уже
видно
по их слогу, не имеющему собственной, самостоятельной чеканки.
Всякий
истинно самобытный мыслитель уподобляется монарху, поскольку он
непосредствен и не
признает никого над собою. Его приговоры и суждения, как
постановления
монарха, вытекают
из
его
собственной
верховноправности
и
исходят
непосредственно
от
него
самого. Он
не
приемлет
авторитетов
и
признает
только
то, что
сам
утвердил. Обыденные
головы, напротив
того,
подчиняясь
всяческим
имеющимся
в
ходу
мнениям,
авторитетам
и
предрассуждениям,
подобны
народу, который
безмолвно
повинуется закону
и
приказанию.
* *
*
Люди, которые
так
усердно
и
поспешно
стараются
разрешить
спорные
вопросы
ссылкою
на
авторитеты,
в
сущности очень рады,
когда они вместо
своего рассудка и взгляда, которых не имеется, могут выставить в поле чужие.
Имя же их легион. Ибо, как говорит Сенека, unus quisque mavult credere, quam
judicare*.
Потому-то
общеупотребительным
оружием
в
спорах
им
служат
авторитеты: они набрасываются с ними друг на друга; и глубоко ошибается тот,
кто,
ввязавшись
с ними в
полемику,
захотел бы прибегнуть к
основаниям и
доказательствам, ибо против этого оружия
они являются
рогатыми Зигфридами,
погруженными в волны неспособности судить
и мыслить: они все-таки будут как
argumentum ad verecundiam (как усовещивающее доказательство) предъявлять вам
свои авторитеты и потом провозглашать свою победу. <...>
* всякий предпочитает верить, а не проверять (лат.)
Гл. XXIX. О ФИЗИОГНОМИКЕ
Что на внешности
изображается и
отражается внутреннее
содержание,
а
лицо высказывает и
раскрывает внутреннюю
сущность
человека,--
это
такое
предположение,
которого
априорность,
а
вместе
с
тем
и
надежность
обнаруживается
при всяком случае
в
общей
жажде видеть человека,
который
выделился
чем-либо
дурным
или
хорошим,
или
отличился
замечательным
произведением;
а если не представляется случая видеть, то
по крайней
мере
узнать от других,
каков он из себя по виду и наружности. Это ведет, с одной
стороны,
к скоплению публики к тем пунктам, где
ожидается
прибытие такого
человека,
а
с другой
-- к
стремлению
газет,
особенно
английских, дать
публике быстрое и точное описание его наружности,
пока художник и гравер не
покажут нам его воочию. Изобретение Дагерра оттого так высоко и ценится, что
самым совершенным образом удовлетворяет этой потребности. Равным образом и в
обыденной
жизни,
всякого
подвернувшегося
нам
человека
мы
подвергаем
физиогномическому
наблюдению,
стараясь
тихомолком
по
чертам
его
лица
предузнать его нравственную и умственную
сущность. На основании всего этого
дело представляется не совсем так, как полагают некоторые глупцы, воображая,
что вид и
наружность
человека не имеют никакого
значения,
потому де, что
душа сама по себе, а тело само по себе и имеет к первой
такое же отношение,
какое к нему самомуимеет носимое им платье.
Скорее
всего,
человеческое
лицо
есть
иероглиф, который
не
только
допускает дешифрирование,
но
и готовая азбука для которого
имеется
в нас
самих. Лицо человека говорит даже
больше
и более интересные вещи,
чем его
уста, ибо оно представляет компендиум всего
того, что он когда-либо скажет,
будучи монограммою всех мыслей и стремлений этого человека. Уста высказывают
опять-таки только
мысль человека,
лицо --
мысль природы.
Поэтому
всякий ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54
55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
подушки пух купить иваново, купить постельное белье от производителя