|
но
через
обеднение
и к преступлению: преступники из состоятельных сословий почти все
делаются
таковыми
вследствие
расточительности.
Поэтому Коран
совершенно
справедливо называет
расточителей
"братьями
сатаны" (Сура
17,
ст.
29).
Скупость имеет
своим
последствием изобилие,-- а когда же оно нежелательно?
Должно
быть,
это
хороший
порок,
коли
имеет
такие
благие последствия.
Скупость исходит
именно из того
положения,
что
все наслаждения действуют
только отрицательно
и
слагающееся из
них
блаженство
есть
химера, а что
страдания,
напротив
того,
положительны
и
весьма
реальны.
Поэтому
она
отказывает себе
в первых, чтобы тем вернее оградить себя от последних, и ее
правилом становится "sustine et abstine" ("терпи и избегай"). Далее, так как
ей известно,
как неистощима
возможность несчастия и как
неисчислимы
пути
опасности, то
она
и
накопляет против
них средства, чтобы по
возможности
оградить себя тройною предохранительною стеною. Кто может указать предел, за
которым
предосторожность на случай
невзгод начинает становиться излишней и
преувеличенной? --
только тот,
которому было
бы
известно, где
кончается
коварство рока. И если
бы даже
эти
предосторожности были преувеличены, то
этим
заблуждением скупец
вредит только
себе,
а
никому другому. Если ему
никогда не
пригодятся скопленные
им
сокровища, то они
послужат
во благо
другим, которых природа обидела предусмотрительностью. Что деньги его до тех
пор были
изъяты
из обращения, это не
сопряжено ни с какою
невыгодою, ибо
деньги
не
есть
предмет
потребления
Они
служат
только
представителями
действительных
потребляемых
предметов.
Червонцы
в
сущности суть
те
же
счетные
марки
или
жетоны.
Не
они
имеют
ценность,
но
то,
что
они
представляют,
а
этого
он
не
может
изъять
из
обращения.
Кроме
того,
вследствие
изъятия из обращения его денег,
ценность
остальных
возвысится
ровно настолько, сколько
он припрятал. Если же, как утверждают, иные скупцы
начинают
любить непосредственно деньги ради
самих
денег,
то точно так же
некоторые
моты любят
издержки и швыряние денег тоже ради одного
процесса.
Дружба же или родство со скупцами не только безопасны, но даже полезны,
так
как могут
быть сопряжены с
большими выгодами. Во
всяком случае
после его
смерти близкие
к нему
люди пожнут плоды
его самообладания; но даже
и при
жизни,
в
случае большой беды,
они
могут
рассчитывать
получить
с
него
что-нибудь
по
крайней
мере
все-таки
больше,
чем
от
прогоревшего,
беспомощного и
погрязшего
в долги
расточителя. "Mas da el
duro,
que
el
desnudo"
("жестокосердый
все
же
даст
больше,
чем
голый"),--
говорит
испанская пословица -- вследствие всего этого скупость не есть порок.
* "Расточителе" к своему, жадный до чужого" {лаг)
В. Она есть квинтэссенция пороков! Если
физические наслаждения сбивают
человека с истинного пути, то виновна в этом его животность, его чувственная
натура. Увлекаемый возбуждением, подавленный
впечатлениями
настоящего,
он
действует
необдуманно и опрометчиво. Зато когда вследствие телесной хилости
или старости его, наконец,
оставят те пороки, которых он сам оставить никак
не
мог, и в нем замрет способность ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65