ней
в
сущности
не
имеется.
Животное,
не
будучи
способно
к
рефлексии,
лишено
в
ней
конденсатора
(сгустителя) радостей и страданий, которые поэтому не могут нагромождаться в
нем,
как это
бывает в человеке, при
помощи воспоминания
и предвидения; в
животном
страдание
в настоящем, хотя
бы оно
повторялось
последовательно
бесчисленное
число
раз, все-таки остается,
как
и в
первый
раз,
только
страданием
настоящего
и
не
может
суммироваться.
Отсюда
завидная
беззаботность
и
спокойствие
духа
животных.
Напротив
того,
посредством
рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых элементов
наслаждения
и
страдания,
которые общи ему
и животному, развивается такой
подъем
ощущения
своего
счастия
и
несчастия,
который
может
повести
к
моментальному, иногда
даже
смертельному восторгу
или
также
к отчаянному
самоубийству. При ближайшем рассмотрении ход дела представляется в следующем
виде.
Свои
потребности,
удовлетворение
которых
первоначально
немногим
труднее,
чем
удовлетворение
потребностей
животного,
человек
усиливает
преднамеренно,
чтобы
возвысить
наслаждение;
отсюда
роскошь,
лакомства,
табак, опиум, крепкие
напитки, пышность и все, что сюда
относится. Далее к
этому
присоединяется,
и
опять-таки
вследствие
рефлексии,
ему
одному
доступный
источник
наслаждения,-- а следовательно
и
страдания,-- который
задает
ему хлопот свыше
всякой меры, почти
более чем
все
остальные: это
именно амбиция и чувство чести и стыда, говоря прозою -- его мнение о мнении
о
нем
других.
Это
последнее
в
многообразных
и
часто странных
формах
становится целью почти всех его стремлений, выходящих из области физического
наслаждения
или
страдания.
Хотя
он, без сомнения,
имеет
пред
животным
преимущество
собственно
интеллектуальных наслаждений, допускающих
длинную
градацию
-- от
простейшей
забавы или разговора
до высочайших
проявлений
духа; но как противовес этому на стороне страданий выступает на сцену скука,
которая
неизвестна, незнакома
животному
по
крайней
мере в
естественном
состоянии, и только
в прирученном
состоянии самые умные животные чувствуют
легкие
приступы скуки; между
тем
как у человека она
становится
истинным
бичом его,
что
особенно
заметно
на
сонме
тех
жал ких
духом,
которые
постоянно только и думают о том, чтобы наполнить свои кошельки, а не головы.
Собственное благосостояние для них становится наказанием, предавая их в руки
мучительной скуке, для избежания которой они снуют и мечутся по свету и чуть
куда
прибудут, сейчас же боязливо
справляются о местных
развлечениях, как
нуждающиеся
-- о местных источниках пособия: ибо
несомненно, нужда и скука
суть два полюса человеческой жизни. Наконец,
следует
еще
прибавить, что у
человека
к
половому
удовлетворению
примешивается
только
одному
ему
свойственный весьма капризный выбор, который
иногда
вырастает в
более или
менее
страстную
любовь,
которая
становится для
него
источником
долгих
страданий икратковременных радостей.
Достойно
удивления между тем,
как -- вследствие придатка недостающего
животному мышления -- ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz