|
объясняется тем, что (так как нравственные
свойства наследуются от отца)
в
данных случаях такая изолированная народность
возникла из одного семейства,
следовательно,
произошла
от одного общего родоначальника, который как
раз
был
добрый человек,
и
затем
сохранилась
без посторонней
примеси.
Ведь
напоминали же англичане североамериканцам, по
некоторым неприятным поводам,
как
например грабежи, отказы
от уплаты государственных долгов и проч., что
они
происходят
от
английской
изменнической
колонии,
хотя
это
может
относиться только к незначительной части американцев.
Достойно
удивления,
как
индивидуальность
каждого
человека
(т.е.
такой-то определенный характер с таким-то определенным интеллектом), подобно
едкому
окрашивающему веществу, отмечает и точно определяет
все действия
и
мысли человека
вплоть
до
самых
незначительнейших,
вследствие
чего
все
жизненное
поприще (т.е. внешняя и
внутренняя история) одного
-- в
основе
отлично от другого. Как ботаник по одному листу определяет все растение, как
Кювье по одной кости начертывал все строение
животного, так точно по одному
характеристическому поступку человека
можно составить правильное понятие
о
его
характере
и
некоторым
образом
начертать
его
построение, если даже
поступок
этот
касается
какой-либо
мелочи. В последнем случае сделать это
зачастую бывает даже легче,
ибо в важных делах люди держатся настороже, а в
мелочах,
не
долго думая, следуют указаниям
своей натуры.
Потому-то так и
верно
изречение Сенеки: "Ar-gumenta morum ex minimis quoque licet capere"*.
Если
кто-нибудь
своим беззастенчивым,
эгоистическим
поведением в мелочах
показывает,
что справедливость
чужда
его сердцу,
то ему
без
надлежащей
гарантии не
следует доверять ни единого
гроша. Ибо
кто
же поверит, чтобы
тот,
который
во всех прочих, не касающихся
собственности, делах ежедневно
обнаруживает свою несправедливость и чей безграничный
эгоизм проглядывает в
мелких,
не подлежащих никакому
отчету
поступках
общественной жизни,
как
грязное
белье
из прорех
прорванного
платья,--
кто
поверит, чтобы такой
человек
оказался честным
в делах
собственности в
силу
иного побуждения,
кроме
справедливости?
Кто
беззастенчив, бесцеремонен
в
мелочах,
тот
в
крупных делах окажется бесчестным негодяем.
* "Свидетельства нравов можно получить из малых признаков" (лат.).
Кто
пропускает
без внимания мелкие характеристические черты человека,
тот должен винить себя,
если ему придется к
собственному вреду познать его
характер
по крупным.
На
основании
того
же
соображения, даже по
поводу
мелочей, обнаруживающих злобный, или скверный, или пошлый характер,
следует
тотчас же прерывать всякие отношения
и с
так называемыми добрыми друзьями,
дабы
тем
предотвратить
их крупные скверные поступки, которые
ждут только
удобного случая,
чтобы
обнаружиться. Это применимо и
к
прислуге.
Всегда
следует помнить: лучше одному, чем среди изменников.
В действительности основою и пропедевтикою
предварительным
сведением)
всяческого
познания людей должно служить
убеждение,
что действия человека
управляются
не
разумом
и
его намерениями и что
поэтому
никто не
может
сделаться чем-либо
иным, как бы охотно он ни желал этого; но что деяния его
исходят из его врожденного
и неизменного характера, определяются ближе и, в
частности, мотивами
и,
следовательно,
есть необходимое произведение
этих
двух факторов.
Сообразно с этим, действия человека можно
наглядным образом
приравнять
к движению
планеты,
которое
есть
результат присущей
планете
центробежной силы и действующей
из Солнца центростремительной
силы; причем
первою силою будет
характер, а
второю -- влияние мотивов. Это почти более,
чем
простое
сравнение,
поскольку
именно ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65