переносном
смысле -- с нуждою или со скукою,
но
и в прямом
--
с другими
людьми. Он повсюду встречает супостатов, проводит жизнь в непрерывной борьбе
и умирает с оружием в руках.
* *
*
Мучительности
нашего
существования
немало
способствует
и
то
обстоятельство,
что нас постоянно гнетет в р е м
я, не дает
нам перевести
дух и
стоит за каждым, как истязатель с
бичом. Оно только того оставляет в
покое, кого передало скуке.
* *
*
И, однако же, как наше тело должно
было бы лопнуть, если бы удалить от
него давление атмосферы;точно
так
же, если
бы
изъять человеческую
жизнь
из-под
гнета
нужды,
тягостей,
неприятностей
и
тщетности
стремлений,--
высокомерие
людей
возросло
бы,
если
не
до
взрыва,
то
до
проявлений
необузданнейшего сумасбродства и
неистовства. Человеку даже необходимо, как
кораблю балласт, чтобы он
устойчиво и прямо шел, во всякое время
известное
количествозаботы, горя или нужды.
Работа, беспокойство, труд
и нужда
есть
во всяком случае
доля почти
всех людей в
течение всей жизни Но если
бы
все желания исполнялись,
едва
успев
возникнуть,--
чем бы тогда наполнить человеческую
жизнь, чем
убить
время? Если
бы человеческий род переселить в ту благодатную
страну, где
в
кисельных берегах текут
медовые и
молочные реки и где всякий тотчас же как
пожелает
встретить свою
суженую
и без труда
ею овладеет,
то люди частью
перемерли бы со
скуки или перевешались, частью
воевали бы
друг с другом и
резали и душили бы друг
друга и причиняли бы себе гораздо больше страданий,
чем теперь возлагает на
них природа.
Следовательно,
для
них
не
годится
никакое иное поприще, никакое другое существование.
* *
* В
силу
вышеуказанной
негативности
благополучия
и
наслаждения, в
противоположность
с
позитивностью
страдания,
счастие
всякого
данного
жизненного
поприща
следует
измерять не радостями
и
наслаждениями.
а по
отсутствию страданий
как положительного элемента;
но тогда жребий животных
представляется более сносным, чем
участь человека. Рассмотрим это несколько
поподробнее.
Как
ни разнообразны формы,
в которых
проявляются счастие и несчастие
человека
и
побуждают
его
к
преследованию
(счастия)
или
бегству
(от
несчастия), но все они имеют одну
и
ту же материальную основу --
телесное
наслаждение или страдание. Эта
основа очень
узка:
здоровье, пища, кров от
ненастья и стужи
и
половое
удовлетворение
или
же
недостаток всех этих.
вещей. Следовательно,
в области реального,
физического наслаждения человек
имеет не больше животного, помимо того, насколько его более
потенцированная
(возвышенная,
утонченная)
нервная
система
усиливает
ощущения
всякого
наслаждения,
а также и всякого страдания. Но
зато
какою силою
отличаются
возбуждаемые
в
нем
аффекты,
сравнительно
с
ощущениями
животного!
как
несоразмерно сильнее и
глубже
волнуется его дух! и все
из-за того,
чтобы
напоследок добиться того же результата: здоровья, пищи, крова и т. п.
Это
прежде
всего
происходит
оттого,
что
в
нем
всякое
ощущение
приобретает мощное
усиление вследствие думы о будущем и отсутствующем, чрез
что собственно впервые получают свое
существование забота, страх и надежда,
которые и придают столько
силы наличной реальности наслаждений
и страданий
(чем
ограничивается
животное),
сколько
в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz