там.
Потому-то все приобретенные, выученные, вынужденные свойства, следовательно,
нравственные и умственные свойства а posteriori, собственно не суть истинные
свойства, а только одна
видимость,
пустой блеск без содержания.
Насколько
это
выводится из правильной метафизики,
настолько же подтверждается
более
глубоким взглядом
в опыт.
Оно
доказывается
даже тем
весом,
который все
придают физиономии и внешности, т.е. врожденным приметам всякого, чем-нибудь
отличившегося
человека,
вследствие чего
так сильно
и
желают
лично
его
видеть.
Конечно,
поверхностные
люди
и,
понятно,
пошлые
натуры
будут
придерживаться
противоположного
взгляда, чтобы иметь
возможность
утешать
себя тем, что все, чего им не достает, придет еще впоследствии.
Таким
образом,
мир не есть
боевая арена,
за
победы и поражения
на
которой будут раздаваться
награды в будущем
мире,--
он
сам есть страшный
суд, в который всякий вносит с собою, смотря по заслугам, позор или награду;
браманизм
и
буддизм
признают
метемпсихозу
и
не
допускают
иного
представления.
Не
раз ставился
вопрос,
что
стали бы делать
при первой встрече два
человека,
выросшие
в
пустыне,
каждый
в
совершенном
уединении.
Гоббс,
Пуффендорф и Руссо разрешали его различным
образом. Пуффендорф полагал, что
они встретились бы дружелюбно; Гоббс, -- напротив, что
враждебно; Руссо, --
что они разошлись бы равнодушно. Все трое были и правы, и не
правы:
тут-то
как
раз
и
проявилось
бы
неизмеримое
различие
врожденных
нравственных
задатков различных индивидуумов в таком ярком свете, что это
и послужило бы
верным для
них
масштабом. Бывают
люди, в которых вид
человека
тотчас же
возбуждает неприязненное
чувство, так как внутри их всплывает приговор: "Не
я!"
Бывают
опять
и
другие,
в
которых
вид человека немедленно вызывает
дружелюбное участие и
внутренний голос говорит: "Еще
раз
я!" Между
этими
крайностями
возможны бесчисленные градации.
Но что
в этом главном
пункте
существует
в нас
такое
коренное
различие,--
это
есть великая
загадка,
мистерия.
Материалом
для
разнообразных
заключений
об
этой
априорности
нравственного
характера
может
послужить
сочинение
датчанина
Бастгольма
"Исторические сведения для изучения человека в грубом состоянии". Его самого
поражает
то обстоятельство,
что духовная культура
и нравственная
доброта
народов
проявляются совершенно независимо
друг от
друга, встречаясь часто
одна без
другой. Мы
объясняем
себе
это
тем,
что
нравственная
доброта
проистекает
отнюдь не из рефлексии, выработка которой зависит от
духов ной
культуры,
но
непосредственно
из
самой
воли,
которая
имеет
врожденные
свойства и сама
по
себе
не
способна ни
к какому
улучшению
посредством
образования.
Бастгольм
изображает
большинство
наций
весьма
дурными
и
порочными,
напротив того, о некоторых отдельных диких
народах он
сообщает
превосходнейшие общие
характеристические черты, как, например, об орочизах,
тунгусах,
обитателях острова Саву
и Пелевских островов.
Потом он пытается
разрешить
загадку,
почему некоторые
отдельные народности отличаются такою
замечательною
добротою среди положительно
злых соседей.
Мне
кажется, это ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz