|
отуманенный половым побуждением рассудок мужчины:
вся его красота и кроется
в
этом
побуждении.
С
большим
основанием
его
можно
бы
было
назвать
неэстетичным, или неизящным, полом. И действительно,
женщины
не
имеют
ни
восприимчивости,
ни
истинной склонности
ни к музыке,
ни к поэзии,
ни
к
образовательным искусствам; и если они предаются им и носятся с ними, то это
не более как простое обезьянство для целей кокетства и желания нравиться. От
этого происходит, чтоони неспособны ни к
какому чисто объективному
участию
или
интересу к чему-либо, и
причина
этому, я полагаю, следующая.
Мужчина
стремится во всем к непосредственному владычеству над вещами или посредством
уразумения, или одоления и усвоения их. Но женщина всегда и во всем обречена
только
на посредственное господство, именно посредством мужа,
каковым
она
только и может обладать непосредственно. Поэтому совершенно в натуре женщины
смотреть
на
все как
на
средство для приобретения
мужа,
и интерес их
к
чему-либо другому есть всегда только притворный и кажущийся, простой подвох,
т.е. клонится к кокетству и обезьянству. Еще Руссо заметил, что "les femmes,
en general,
n'aiment aucun art, ne se connaissent a
aucun
et
n'ont aucun
genie (lettre
a
d'Alembert, note
XX)"*.
Да
и
всякий, кто
видит дальше
внешности
вещей,
успеет
заметить
это.
Стоит
только
присмотреться
к
направлению и достоинству их внимания в
концертах, операх и драмах, видеть,
например,
их детскую наивность,
с которою они продолжают свою болтовню
во
время
исполнения
прекраснейших
мест
величайших творений искусства. Если,
действительно, греки
не пускали
женщин на драматические
представления, то
они были вполне
правы;
по крайней мере в их театрах можно
было что-нибудь
слышать.
В
наше
время
следовало
бы
изречение:
"Taceat
mulier
in
ecclesia"**,--
дополнить
или
заменить
следующим:
"Taceat
mulier
in
theatro"***,--
и
написать
его
большими
буквами
хотя бы
на театральном
занавесе. Да, впрочем, от женщин нельзя и ожидать
* "вообще говоря,
женщины не питают пристрастия ни к какому искусству,
не понимают в искусстве и не имеют никакого дарования
(письмо к Д'Аламберу,
примечание XX)" (фр). **
"Пусть женщина молчит
в церкви" (лат). *** "Пусть
женщина молчит в театре" (лат.).
ничего
иного,
если
принять
во
внимание,
что
самые
блистательные
представительницы
всего
пола никогда не
производили в
изящных искусствах
ничего
истинно
великого и самобытного (оригинального) и вообще никогда
не
могли
подарить
свету
какого-либо
творения
с
прочными,
непреходящими
достоинствами.
Это особенно
поразительно
в
отношении
живописи,
техника
которой доступна им по малой мере так же, как и
нам, почему они так усердно
и занимаются живописью, хотя все-таки не могут похвалиться ни единым великим
произведением, потому что в них нет ни малейшей
объективности духа, которая
именно
прежде всего
и необходима
в
живописи: они же повсюду
ударяются в
субъективность. Еще Huarte * 300 лет тому назад в своем знаменитом сочинении
"Examen
de ingenios
para
las
sciencias"
** отрицал у женщин
все высшие
способности. Одиночные
и частные
исключения не изменяют
сущности
дела, и
женщины, взятые в целом, были и остаются самыми закоренелыми и неисправимыми
филистерами; поэтому при в высшей степени нелепом уравнении, в силу которого
они
разделяют
сословие
и
титул
мужа,
они
сами
бывают
постоянными
возбудителями своего неблагородного
честолюбия.
Далее,
вследствие того же
свойства их
преобладание и давание
ими
тона составляет порчу современного
общества.
Относительно
их
следовало
бы
принять
за
правило ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
64 65