порядке; только тогда
поэты и композиторы вследствие
возможности
вечного
сохранения
печатных
произведений
станут
непосредственно
за
философами, которым, однако же, в этом случае принадлежит первое место, ради
редкости
отличий в этой профессии, высокой
их важности и возможности почти
совершенного перевода на все
языки. Иногда
слава философов переживает даже
самые
их творения,
как
это
случилось
с Фалесом, Эмпедоклом, Гераклитом,
Демокритом, Парменидом, Эпикуром и многими другими.
С другой стороны,
произведения, служащие для удовлетворения
житейских
потребностей
или
непосредственно
чувственных
наслаждений,
не
встречают
никаких затруднений для правильной их оценки,-- и превосходному пирожнику ни
в одном
городе не
придется
долго
оставаться в неизвестности и тем
менее
апеллировать к потомству.
К
быстро
наступающему виду
славы следует причислить также фальшивую,
т.е. искусственную славу какого-либо
произведения, созданную и поставленную
на ноги (в верном
расчете
на неспособность
толпы
к правильному суждению)
несправедливою
похвалою
добрых
друзей, подкупленными
критиками,
намеком
свыше
и уговором снизу. Она походит на тяжелое тело, плавающее
при
помощи
надутых пузырей.
Они
поддерживают
его на поверхности в течение
более или
менее продолжительного
времени,
смотря по тому,
как
хорошо они надуты
и
крепко завязаны:
но все-таки воздух из них наконец выйдет и тело пойдет
ко
дну.
Это
есть неминуемый жребий тех произведений,
источник славы
которых
заключается
не
в
них
самих:
пристрастная
похвала
смолкает,
уговор
расторгается,
знаток не находит
оправдания
для
славы и она блекнет, а ее
место
заступает
тем большее
уничижение.
Напротив
того,
истинно великие
создания,
имеющие
в
самих
себе источник своей
славы
и потому способные
всякий
раз снова возбуждать изумление,
походят на тела с
легким
удельным
весом,
которые,
стремясь
вперед
с
потоком
времени,
держатся
на
его
поверхности собственными средствами.
Во
всей истории
литературы
древнего
и нового
времени
не
найдется
другого
примера
такой
ложной
славы,
какая
выпала на
долю
гегелевской
философии. Нигде и никогда вполне
скверное, осязательно-ложное, вздорное
и
даже, очевидно, бессмысленное и к тому же еще в высшей степени омерзительное
и тошнотворное
по
исполнению
не
прославлялось
и
не выдавалось с
такой
возмутительною
наглостью
и
с
таким
упорным
меднолобием
за
высочайшую
мудрость
и за самое
величественное, что
мир когда-либо видел,--
как
это
случилось с этою
сплошь
и насквозь ничего не стоющею философией. Нечего
и
говорить, что это происходило на
глазах у
всех и среди бела дня. Но нельзя
не
обратить внимания, что это с полнейшим успехом случилось среди
немецкой
публики:
в этом-то и состоит позор.
Эта нагло
солганная слава
в
течение
четверти века сходила за настоящую и bestia trionfante*
процветала и царила
среди немецкой республики ученых так всевластно, что даже многие
противники
этой
глупости
не
рисковали
относиться
к
ее
виновнику
иначе,
как
к
редкостному
гению
и
великому
уму,
и
то
с
глубочайшим
почтением.
Но
последствия ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz