|
первосущное,
стихийное
и
основное стремление,
независима от всякого
сознавания, ибо предшествует
ему. От него она
получает только
мотивы,
на
которых
последовательно
развивает
свою
сущность,
делаясь доступной
для
опознания
или переходя в
видимость, но
она
сама как лежащая
вне времени
остается
неизменной,
пока вообще
существует.
Поэтому каждый
человек как
такой, каковой он раз есть, и при
известных обстоятельствах, слагающихся, с
своей стороны,
всякий
раз
на
основании строгой необходимости,
отнюдь не
может
поступить
как-либо иначе, чем
он
каждый раз
поступает. Вследствие
этого
все эмпирическое
течение
жизни
человека
во
всех своих
событиях,
крупных
и
мелких,
так
же
строго
предначертано,
как
движение часового
механизма. Это происходит в сущности от
того, что сказанное
метафизическое
свободное
деяние
переходит
в разумное сознание
созерцательным
способом,
имеющим
своею
формою
время
и
пространство, вследствие чего
единство
и
нераздельность этого деяния представляются вытянутыми в последовательный ряд
состояний и событий.
Но результат
отсюда
получается нравственный,
именно
следующий: по тому, что мы делаем, мы познаем, что мы такое есть, а по тому,
что мы переносим, мы познаем, чего мы заслуживаем.
Далее отсюда следует,
что
индивидуальность
основывается
не на одном
principium individuationis и есть
не только простое явление, но коренится в
вещи в себе, в воле каждого отдельного человека,
ибо
и самый его
характер
индивидуален.
Но насколько глубоко
идут эти
корни
--
это принадлежит
к
вопросам, на которые я не берусь отвечать.
При
этом
следует
припомнить,
что
еще
Платон
представляет
индивидуальность
каждого человека
свободным ею деяниям, полагая, что он по
сердцу
и
характеру
родится
таковым,
как
он
есть, путем
метемпсихозы.
Брамины,
с
своей
стороны,
тоже
выражают
неизменную
предопределенность
врожденного
характера
мифическим
образом,
говоря,
что
Брама,
создавая
каждого человека, предначертал его
деяния и
страдания
надписью на черепе,
сообразно с
которою
и
должно
совершаться его житейское
поприще. За
эту
надпись
они принимают зубцы швов на
черепных
костях.
Содержания
ее есть
следствие предыдущей его жизни и его деяний.
Другое следствие вышесказанного, постоянно подтверждающееся эмпирически
(на
опыте),
заключается
в
том,
что
все
истинные
заслуги
и
отличия,
нравственные,
как
и
умственные,
имеют
не
просто
физическое
или
иное
эмпирическое, а метафизическое происхождение, поэтому
даны
а priori а не а
posteriori,
т.е. врождены, а не приобретены, следовательно, коренятся не
в
явлении, а в вещи в
себе. Поэтому каждый в сущности производит
только
то,
что уже неотменимо закреплено в его природе, т.е. в его врожденных задатках.
Хотя
умственные способности
требуют
выработки, как
и многие естественные
продукты
требуют
обработки
и
приготовления,
чтобы
быть
годными
для
потребления или для иной какой пользы; но как здесь никакое приготовление не
может
заменить
первоначального
природного
материала,
так
точно и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65