|
центробежная
сила
(от которой
собственно
и
зависит
движение:
тяготение
только
ограничивает его) есть
проявление присущей такому телу (планете) воли.
Кто понял
это,
тот
убедится также, что мы собственно можем не более,
как
только строить предположение о
том, что
мы в данном будущем положении
будем
делать, хотя
такое
предположение зачастую
и
принимается
нами
за
решение. Если, например, человек вследствие предложения чрезвычайно искренно
и
даже
весьма
охотно
обязался
при
наступлении
лежащих
еще в
будущем
обстоятельств сделать то-то и то-то, то это еще не служит ручательством, что
он непременно
исполнит
обязательство;
разве что он будет так устроен, что
данное им обещание само по себе и как таковое служит для него всегда и везде
достаточным мотивом, действуя на него
посредством напоминания о собственной
чести как постороннее принуждение. Но
кроме
того, то, что он
будет делать
при
наступлении
тех
обстоятельств,
можно
предопределить
с
полною
уверенностью
единственно на
основании точного
и правильного понимания его
характера
и
внешних обстоятельств, под
влияние
которых
он
будет
тогда
поставлен. Это даже
очень легко, если мы его уже раз видели при подобной же
обстановке, ибо
и второй раз неуклонно сделает он то же самое, предполагая,
что он
уже в
первый
раз правильно и основательно понял обстановку; потому
что, как я уже
неоднократно замечал,
causa finalis non movet secundum suum
esse reale, sed secundum esse cognitum*. (Suarez. Disp. metaph. XXIII sec. 7
и 8). Чего же именно он в первый
раз не распознал или не понял, то не могло
и действовать на его
волю; все одно как электрический
ток останавливается,
если
какое-либо
изолированное
тело
прерывает
действие
проводника.
Неизменность
характера
и
вытекающая
из
этого
необходимость
поступков
необыкновенно ясно запечатлевается в том, кто
в
каком-либо случае поступил
не
так,
как
бы
следовало,
упустивши
проявить
решительность
ли,
или
твердость, или
мужество, или иное
требуемое данным мгновением качество. Он
сознает и
искренно раскаивается, что поступил
неправильно,
и думает: "Да,
если мне опять представится то
же самое, то я
уже поступлю иначе!" Но
вот
снова представляется подобный
же случай, и он снова делает то же самое -- к
вящему своему удивлению (Ср.: Welt als Wille und Vorstellung **. II. Р. 226и
cл.). * конечная причина
не влечет
своего следствия
реально, но следствие
становится познаваемо (лат.).
** "Мир как воля и представление" (нем.).
Лучшее
пояснение
к
обсуждаемой
нами
истине
представляют
вообще
шекспировские
драмы.
Ибо он был проникнут этою истиною,
и его интуитивная
мудрость
высказывает ее in
concreto на каждой странице. Но я подкреплю это
примером
только
на
одном
случае, в
котором
она
отмечена
с
особенною
ясностью,
хотя
без преднамеренности и аффектации, так как
он как истинный
художник никогда
не исходит
из
предвзятых идей.
Очевидно,
он сделал это
только
для
того,
чтобы
удовлетворить
психологической
правде,
как
она
созерцательно и непосредственно
была
им воспринята, не печалясь о том, что
это
мало кем будет понято надлежащим образом, и
вовсе не мечтая о том, что
некогда
в
Германии
пошлые
и
плоские
ребята
будут
широковещательно
распространяться
о
том,
что
он
писал
свои
пьесы
для
иллюстрирования
моральных
общих мест.
Я
разумею
здесь характер
Нортумберланда,
который
проходит
перед ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65