другую для
теологии и морали; соответственно этому
третья и четвертая антиномии Канта разбирают вопрос о свободе.
Какого
рода
влияние
может иметь
на
поступки нравственное поучение,
равно как и пределы его, подробно разобрано мною в
§
20 моего "Рассуждения
об основах морали".
В
существенном
таково
же значение
и
примера, с тою
только
разницею,
что
влияние
его могущественнее,
чем. влияние поучения,
почему он и заслуживает краткого анализа.
Пример прежде всего действует или сдерживающим, или поощряющим образом.
В первом случае
он побуждает человека отказаться от того, что он охотно
бы
сделал.
Он именно видит,
что
другие не
делают
этого,
из
чего
у
него
слагается общий
вывод, что
это непригодно,
т.е.
может
повредить или его
особе, или собственности,
или чести; он воздерживается и охотно
уклоняется
от
собственного
опыта.
Или
же
он
замечает, что тот,
кто
это
делает,
навлекает
на
себя
дурные
последствия:
это будет устрашительный
пример.
Напротив
того,
поощрительный пример
действует
двояким
образом:
или
он
побуждает человека
делать то,
от
чего бы
он охотно
отказался, но боится
отказом
навлечь на себя опасность
или повредить себе в постороннем мнении,
или же пример увлекает его
сделать то, что он и без того охотно
бы сделал,
но
до сих пор упускал это лишь из страха, стыда или опасности,-- это пример
соблазнительный. Наконец, еще пример может навести на то, чтo иначе человеку
не пришло
бы
в голову.
Очевидно,
что
в
этом
последнем
случае
пример
действует прежде
всего
на рассудок;
воздействие
же
его
па
волю
будет
второстепенное, и
если обнаруживается, то путем собственного
суждения
или
доверия
к тому,
кто
подает пример. Совокупное, весьма сильное воздействие
примера основывается
на том,
что люди вообще и зауряд
имеют слишком
мало
способностей к правильному
суждению, а зачастую и слишком мало познаний для
того, чтобы
прокладывать
собственную дорогу, поэтому
они охотно и идут по
чужим следам. Чем меньше человек удовлетворяет обоим названным условиям, тем
больше
поддается
он
влиянию
примера. Соответственно с
этим
посторонний
пример есть
путеводная звезда большинства людей, и все их деяния и
занятия
сводятся к простому
подражанию. Подражание, обычай и привычка
суть главные
пружины большинства человеческих дел, и редко кто поступает по
собственному
соображению и мнению. Причина этого заключается в боязни
всякого думанья
и
размышления и
в справедливом недоверии
к собственному суждению и мнению. В
то же
время эта поразительная наклонность
к подражанию
указывает также на
родство человека с обезьяною. Однако же, образ и степень воздействия примера
определяется
характером каждого
человека; поэтому
один
и
тот же
пример
действует
на
одних
соблазнительным,
а
на
других
--
устрашающим,
отталкивающим образом. Легкий случай наблюдать и заметить
это
представляют
некоторые дурные общественные привычки и манеры, прежде несуществовавшие, но
постепенно
вторгающиеся
в общество. В первый
раз их видя,
один подумает:
"Фи! как это можно! как эгоистично, как бесцеремонно! сохрани Бог,
чтобы
я
сделал что-либо подобное!" -- но двадцать других скажут себе:
"А! он делает это, отчего же и мне не сделать!"
В
нравственном отношении
пример, равно как и поучение,
хотя и
могут
споспешествовать
гражданскому
или
легальному
улучшению,
но
отнюдь
не
внутреннему,
которое собственно
и есть
моральное.
Ибо
пример
действует
всегда только как личный мотив, следовательно, под условием
восприимчивости
к подобного рода мотивам. Но именно то, к какого рода мотивам
человек имеет
предпочтительную
восприимчивость, как
раз и
имеет решающее
значение ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz