|
спокойного,
неомраченного
наслаждения
настоящим.
Свойственное им
вследствие
этого явное
спокойствие их духа часто устыжает
наше
неудовлетворенное
состояние,
омраченное
мыслями
и
заботами.
Даже
вышеуказанные
мною радости, надежды и предощущения -- и те не достаются нам
даром.
Именно
то,
чем человек
насладился
вперед
посредством надежды
и
ожидания какого-либо
удовлетворения или удовольствия,
то впоследствии
как
забранное вперед вычитается из действительного наслаждения,
ибо тогда самое
дело как раз
настолько менее удовлетворит человека.
Животное
же, напротив
того, остается свободно как от преднаслаждения,
так и от
этих
вычетов
из
наслаждения,
а
потому
и
наслаждается
настоящим и
реальным
целостно
и
ненарушимо. Равным образом
и беды гнетут
их только своею
действительною и
собственною
тяжестью,
тогда
как
у
нас
опасение
и
предвидение
часто
удесятеряютэту тяжесть.
Именно эта свойственная животным
способность,
так сказать, совершенно
растворяться в настоящем, много способствует той радости, которую доставляют
нам наши домашние животные. Они суть олицетворенное настоящее и помогают нам
известным
образом
чувствовать
истинную
цену
всякого
неотягченного
и
неомраченного текущего часа, между тем
как мы своими мыслями большею частию
уносимся далее и оставляем его без внимания. Но указанным свойством животных
--
более
нашего
довольствоваться
и
удовлетворяться
одним
простым
существованием -- злоупотребляет эгоистичный и бессердечный человек
и часто
до того им пользуется, что не оставляет им
ничего, решительно ничего, кроме
простого,
холодного
существования.
Птицу,
которая
устроена
так,
чтобы
облетать полмира, он держит на пространстве одного кубического фута, где она
кричит
и
медленно томится
в ожидании смерти, ибо
l'uccello nella
gabbia
canta non
di piacere, ma dia rabbia*;
а
своего преданнейшего друга -- эту
столь интеллигентную
собаку -- сажает на
цепь!
Никогда я
не
могу видеть
такой собаки без искреннего к ней сострадания и без глубокого негодования на
ее хозяина и с удовольствием вспоминаю
рассказанный в
"Times" случай,
как
один лорд, имевший большую цепную собаку, хотел приласкать ее
и как она ему
ободрала всю руку от верху и до
низу. И поделом!
Она хотела этим выразить:
"Ты не хозяин
мой, а дьявол,
превративший в ад мое краткое существование".
Пускай
бы
и со всеми, кто держит
на цепи
собак, случалось то
же
самое!
Держать птиц
в
клетках
есть
также
мучительство. Этих
баловней природы,
которые быстрым полетом носятся в небесном просторе, ограничивать кубическим
футом пространства, чтобы наслаждаться их криком!
* птичка в клетке поет, но не от радости, а от гнева (итал.).
* *
*
Так
как
из
предыдущего
оказывается,
что
жизнь
человека
делается
многострадальнее,
чем
у
животного,
вследствие
более
развитой
силы
познавания, то мы можем подвести это под более общие законы и приобрести тем
более обширный кругозор.
Познавание,
понимание,
само
по
себе
безболезненно
и
не
подлежит
страданиям.
Боль, страдание, поражает
только волю{sup}1{/sup} и вызывается
помехами, препятствиями и столкновениями,
причем все-таки необходимо, чтобы
эти помехи сопровождались познаванием.
Как свет только тогда может осветить
пространство,
когда
в
этом
последнем
находятся
предметы,
которые
его
отражают; как для звука, чтобы он был
явственнее, необходим резонанс,
т.е.
чтобы волны вибрирующего
воздуха
преломлялись о
твердые
тела, точно
так
же,чтобы помехи воли выразились болезненным ощущением, необходимо, чтобы они
сопровождались познаванием, которое само по себе чуждо всякого страдания.
'
Воля
в
философии
Шопенгауэра
употребляется в
ином
смысле, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65