|
в состоянии
дать
высокого
понятия
ни
его
неразборчивое
легковерие,
ни
его
невыразимо
отвратительный, трудный для понимания слог -- слог записной книжки.
* мясной бульон (фр.).
* *
*
Как долгое и постоянное чтение наносит ущерб собственному мышлению, так
многописание и постоянное преподавание отучают человека от ясности и ео ipso
**
от
основательности
знания и
понимания,
ибо
первое не
оставляет ему
времени
для
последнего.
Тогда
ему
приходится
при
изложении прорехи
в
отчетливости своего
понимания наполнять
словами и фразами. Это-то и делает
большинство
книг
такими
скучными,
а
вовсе
не
сухость
предмета.
Если
говорится,
что хороший повар может вкусно
приготовить и старую подошву, то
хороший писатель и подавно может сделать занимательным самый сухой предмет.
** в силу этого (лат.).
* *
*
Для огромного
большинства ученых
их наука
--
средство, а
не
цель.
Поэтому
они
никогда не
произведут в
ней чего-либо
великого:
для
этого
требуется,
чтобы
наука
для того,
кто ею занимается,
была целью,
а
все
остальное,
даже
и
самое
существование,
только
средством.
Всем,
чем
занимаются
не
ради
самого
предмета,
занимаются
только
наполовину,
и
истинного превосходства
между всякого рода произведениями может
достигнуть
только
то,
что
было
выполнено ради его самого,
а
не
как
средство для
дальнейших целей. Точно
так
же
к новым и великим
воззрениям и
открытиям
придет
только
тот,
кто непосредственною
целью
своихизучений
имел
свое
собственное познание, не заботясь о чужом. Ученые же, каковы они обыкновенно
бывают, изучают
с
целью иметь возможность учить других
и писать.
Поэтому
голова их
уподобляется
желудку
и
кишкам, которые
выбрасывают
пищу,
не
переваривая.
Оттого-то их
поучения и писания
мало
полезны. Питать других
можно
не
переваренными
отбросами,
а
только
молоком,
выделяющимся
из
собственной крови.
* *
*
Парик
есть отлично
подобранный
символ
ученого
в данном случае.
Он
украшает голову обильною массою чужих волос
за неимением собственных, точно
так же, как
ученость состоит
в уснащении
головы огромным множеством чужих
мыслей, которые, конечно,
не могут ни так ладно и естественно сидеть в ней,
ни применяться
ко
всем
случаям и целям,
ни
так
глубоко
корениться, ни
заменяться, в случае нужды, из того
же источника
новыми, как это
бывает с
собственными
мыслями,
выросшими на собственной почве, --
почему
Стерн
в
своем
"Тристраме
Шенди"
не
устыдился
утверждать,
что
"одна
унция
собственного ума стоит столько же, сколько две тысячи фунтов чужого".
И
действительно, самая
совершенная
ученость относится к
гению,
как
гербарий к
постоянно
возрождающемуся, вечно
свежему, вечно
юному,
вечно
меняющемуся миру растений, и
нет в мире
более разительного
контраста, как
между ученостью комментатора и детскою наивностью древних.
Дилетанты, дилетанты! Так унизительно называются те, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65