совпадения
внешнего
повода с внутренним
настроением и напряжением, а
это-то как
раз
подобным людям
и
не дается. Это можно проверить даже на мыслях, касающихся
нашего
личного
интереса.
Если нам в
каком-нибудь деле
предстоит принять
решение, то
мы далеко
не
во всякое
любое
время можем приступить к тому,
чтобы обдумать основания
и затем решиться, ибо зачастую случается,
что как
раз на этом
размышление-то
наше
и не хочет
остановиться,
а уклоняется к
другим предметам, причем иногда
виновато
в этом
бывает
наше отвращение к
делам подобного
рода.
В
таких
случаях мы
не должны себя
насиловать, но
выждать,
чтобы
надлежащее
настроение
пришло
само
собою:
и
оно
будет
приходить
неожиданно и
неоднократно, причем всякое
различное
и в
разное
время
появляющееся
настроение
бросает
каждый
раз
другой свет на
дело.
Этот-то медленный процесс и называется созреванием решения. Урок должен быть
разделен на части, вследствие чего все раньше упущенное снова
принимается в
соображение,
отвращение
к
предмету
исчезает
и
положение
дела,
будучи
обстоятельнее рассмотрено, большею частью оказывается гораздо сноснее. Точно
так же и в области теории следует выжидать благоприятного часа, и даже самый
величайший
ум
не
во всякое время
способен
к
самомышлению. Потому-то он
благоразумно и
пользуется остальным временем
для чтения,
которое, будучи,
как
сказано, суррогатом
собственного
мышления,
доставляет
уму материал,
причем
за нас думает
другой, хотя всегда своеобычным
образом, отличным от
нашегособственного.
По этой-то причине и
не следует читать слишком
много,
дабы наш ум не
привыкал к суррогату и не отучался
тем от собственного мышления, т.е. чтобы
он не привыкал к раз наторенной дорожке и чтобы ход чужого порядка мыслей не
отчуждал
его
от
своего
собственного.
Менее
всего
следует ради
чтения
совершенно удаляться от созерцания
реального мира, потому что это последнее
несравненно
чаще, чем
чтение,
дает
повод
и
настроению
к
собственному
мышлению.
Ибо
созерцаемое,
реальное в своей
первобытности
и
силе
есть
естественный
предмет
для
мыслящего духа
и
легче
всего способно глубоко
возбудить его.
После
этих соображений нам не покажется удивительным,
что самобытного
мыслителя и книжного
философа можно распознать уже по изложению: первого --
по отпечатку серьезности, непосредственности и
самобытности всех его мыслей
и выражений, второго
-- по тому, что
у
него все -- из вторых
рук, все --
заимствованные понятия,
все-- скупленный хлам, все--
бледно
и
слабо, как
оттиск с оттиска, а его
слог, состоящий из избитых банальных фраз и ходячих
модных
слов, похож на маленькое государство,
в котором обращаются все одни
иностранные монеты, ибо оно собственных не чеканит.
* *
*
Простой опыт так же мало может
заменить мышление, как и чтение. Чистая
эмпирика
относится
к
мышлению,
как принятие
пищи
к
ее перевариванию и
ассимилированию. Если же она и кичится,
что только она одна благодаря своим
открытиям
способствовала
прогрессу человеческого знания,
то это похоже на
то,
как если
бы похвалялся рот, что тело
единственно
ему
обязано
своим
существованием.
* *
*
Произведения всех действительно даровитых голов отличаются от остальных
характером решительности и определенности и вытекающими из них отчетливостью
и
ясностью, ибо
такие головы всегда определенно и
ясно
сознают,
что они
хотят
выразить,-- все
равно, будет ли
это
проза, стихи или
звуки.
Этой
решительности и
ясности недостает ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz