|
именно
непосредственное
одобрение толпы.
А что значит
такое одобрение, очень
хорошо понял Фокион,
когда при шумном одобрении народом его
речи спросил у близ стоявших друзей:
"Разве я ненароком сказал что-нибудь пошлое?"
* Каждый хвалит столько, сколько надеется подражать (лат.).
На противоположном основании слава,
которой
суждено быть долговечной,
созревает очень поздно, и века ее существования большею
частью
должны быть
куплены на счет одобрения современников. Ибо чтобы обеспечить за собою такое
прочное
и продолжительное значение,
произведение
должно заключать
в себе
трудно досягаемое превосходство, для одного уже понимания которого требуются
головы, встречающиеся не во всякое
время
и
тем более в таком
достаточном
числе,
чтобы
им
удалось
заставить
себя
слушать,
в то время как
вечно
бодрствующая
зависть
будет
делать все, чтобы
только заглушить их голоса.
Напротив того, умеренные заслуги, достигая скорого признания,
подвергают за
то обладателя их той опасности,
что он может
пережить и их, и самого себя,
так
что за
славу
в
юности ему
достанется
забвение
и
неизвестность
в
старости, тогда как при великих заслугах, наоборот, оставаясь долго во мраке
неизвестности, под старость добиваешься громкой славы.
Но
если
бы
даже она
пришла только
после смерти, то такого человека
следует сопричислить к тем, про которых сказал Жан Поль, что их предсмертное
помазание есть крещение:
он может утешиться тем, что и святых признают тоже
только после смерти.
Таким образом, оправдывается истина, очень
хорошо выраженная Мальманом
(Mahlmann) в "Ироде":
Великое лишь
то среди созданий мира, Что
людям нравится
не сразу,
а
потом;
И из кого толпа создаст себе кумира Недолго простоять тому над алтарем.
Замечательно,
что
это
правило
прямо
и
вполне
приложимо
к
картинам.
Величайшие
образцовые
создания,
как
это
известно
знатокам,
не
тотчас
приковывают
к себе внимание
и
не производят
на первый
раз значительного
впечатления, а только впоследствии при
повторенных наблюдениях -- и
всякий
раз сильнее.
Впрочем,
возможность
своевременной
и
правильной
оценки
данных
произведений зависит
прежде всего от их вида и рода, именно
смотря потому,
возвышенный ли он, или легкий, т.е. трудно или легко доступный для понимания
и оценки, а
также смотря по
тому, доступен
ли он для большинства
или для
меньшинства публики. Это последнее условие зависит, конечно,
почти
целиком
от первого,
но частью также и от
того, способны
ли данные произведения
к
повторению
и размножению
как
книги
и
музыкальные сочинения.
Вследствие
сочетания и сплетения обоих
этих условий
все
не
служащие к прямой пользе
профессии, о
которых
здесь
только
и
говорится относительно
возможности
скорого признания и оценки достоинства оказываемых
в
них отличий, образуют
приблизительно следующий ряд, в котором предшествуют те
профессии,
которые
могут раньше
рассчитывать
на
скорую оценку: канатные
плясуны, наездники,
танцовщики,
фокусники, актеры, певцы, виртуозы, композиторы, поэты
(эти
и
предыдущие
вследствие повторяемости и распространяемости их
произведений),
архитекторы, живописцы, ваятели, философы.
Эти
последние стоят несравненно
дальше
всех,
ибо их
творения сулят
не развлечение,
а
только
поучение,
предполагают притом известные знания и требуют со стороны читателя
большого
напряжения.
Вследствие
этого
публика
их
крайне
ограничена и
слава
их
получает
гораздо
более распространения
в
долготу,
чем
в широту. Вообще
возможность
продолжительности
славы
находится
приблизительно
вобратном
отношении с
быстротою
ее наступления,
так
что
приведенный ряд
годен
в
обратном ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38
39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65