|
было бы позволить им руководить себя.
Но кого видет
гений, т.е. кто мыслит
самостоятельно,
думает
добровольно
и
правильно,-- у того
есть
в
руках
компас,
чтобы
попасть на
настоящую дорогу.
Следовательно, читать
должно
только тогда, когда иссякает источник собственных мыслей, что довольно часто
случается
с
самою лучшею
головою. Напротив
того,
отгонять
собственные,
исконно могучие
мысли есть непростительный грех. Это бы значило уподобиться
тому,
кто бежит
от лона вольной
природы, чтобы рассматривать гербарий или
любоваться прекрасными ландшафтами в гравюре.
Если
иногда
случается,
что
медленно
и
с
большим
трудом
путем
собственного мышления и соображения приходишь
к
истине
и
выводу, которые
можно
было бы
с, удобством найти готовыми в книге, то все-таки
эта истина
будет сто раз ценнее, если достигнешь ее
путем
собственного мышления.
Ибо
она тогда
как интегрирующая
часть,
как живой
член входит в целую систему
нашего мышления, вступает в совершенную и прочную связь с нею, понимается со
всеми
своими причинами и следствиями,
принимает цвет, оттенок
и отпечаток
нашего
целого
образа
мышления, приходит своевременно,
когда
была в
ней
потребность, прочно усваивается и не
может опять
исчезнуть.
В этом именно
случае применяется и получает свое объяснение следующее двустишие
Гете: Чтo
унаследовал от дедов ты,
Усвой себе, чтобы владеть наследьем.
Самобытный
мыслитель
именно
только
впоследствии
знакомится
с
авторитетными
для
его
мнений
писателями,
которые ему
тогда
служат для
подтверждения его мыслей и для собственного подкрепления;
тогда как книжный
философ
отправляется, исходит
от них, устраивая
себе из вычитанных
чужих
мнений
целое,
которое
и уподобляется
составленному из
чужого
материала
автомату; мировоззрение же первого, напротив того, походит на живорожденного
человека.
Ибо оно
есть
выношенный
и
рожденный плод, зачатый
вследствие
воздействия внешнего мира на мыслящий дух.
Заученная истина держится в нас, как искусственный приставной член, как
фальшивый зуб, как восковой нос или, самое большое, как ринопластический нос
из
чужого тела;
истина
же,
приобретенная собственным
мышлением, подобна
натуральному члену: собственно только
она и принадлежит
нам действительно.
На этом
и основывается разница между мыслителем и простым ученым. Оттого-то
духовное приобретение
самобытного мыслителя
встает
перед нами,
как живая
картина, с
правильным
расположением
теней
и
света, выдержанным
тоном и
совершенною
гармонией
красок.
Напротив
того,
умственное
приобретение
простого
ученого
похоже
на
большую палитру,
наполненную
разнообразными
красками, которые хотя и расположены систематически, но без гармонии,
связи
изначения.
* *
*
Читать -- значит думать чужою головой, вместо своей собственной. Но для
самостоятельного
мышления, которое стремится выработаться
в нечто целое, в
некоторую,
хотя бы
и не строго завершенную систему,
ничто не
может
быть
вреднее, как слишком сильный приток посредством чтения чужих
мыслей, потому
что
они,
принадлежа
порознь
различным умам,
иной
системе,
нося другую
окраску, никогда сами не сольются в одно целое и не дадут единства мышления,
знания
воззрения
и
убеждения,
а,
скорее,
образуют
в
голове
легкое
вавилонское
столпотворение
и
лишают переполненный ими
ум всякого
ясного
взгляда и таким образом почти его расстраивают. Такое состояние замечается у
многих
ученых
и
делает
то,
что
они
относительно
здравого
смысла,
правильности
суждения
и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65