|
своего отца. в зрелом возрасте
от мужа, а по его
смерти от свояк
сыновей,
если
она сыновей не имеет -- от
ближайшего
родственника
своего
мужа, за
неимением
таковых --
от
родственников
своего отца,
а
если
у
нее
нет
родственников
со стороны
отца
-- то от
князя
женщина
никогда не должна
домогаться независимости
* Середину заняли блаженные (лат)
Первоначальная материнская
любовь, как у животных,
так
и у человека,
есть чисто
инстинктивная
и прекращается поэтому одновременно
с физической
беспомощностью детей. С этого момента на ее
место должна
заступить любовь,
основанная на привычке и разуме, чего зачастую и не случается, особенно если
мать не любила
отца. Любовь отца к детям совершенно другого рода и
гораздо
прочнее: она основывается на признании в них своего собственного внутреннего
Я, следовательно, метафизического происхождения.
Почти у всех древних и новых народов, даже у готтентотов, собственность
наследуется единственно
мужским
поколением:
только
Европа
уклонилась от
этого
обычая,
за
исключением,
однако,
дворянства
Что
собственность,
приобретаемая мужчинами большим и долгим непрестанным трудом, попадает потом
в руки женщин, которые
в течение короткого времени его проматывают или иным
каким
образом расточают,--
это
есть
столько
же великая, как и обыденная
несправедливость, предотвратить которую следует
ограничением наследственных
и имущественных прав
женщины. Мне кажется, лучше всего было бы постановить,
чтобы женщины, как
жены, так и дочери,
наследовали
постоянно только
одну
пожизненную,
определенную
ипотечным путем
ренту,
но
отнюдь
не основное
имущество или капитал, кроме разве тех случаев, когда не имеется наследников
в мужском поколении. Приобретают имущества --
мужчины, а не женщины, почему
они
не
правоспособны
ни
на
безусловное
обладание,ни
на
распоряжение
имуществом.
Женщины никогда не должны свободно располагать
и распоряжаться
собственно
имуществом,
т.е. капиталами,
домами,
поместьями. Им постоянно
нужен
какой-либо
опекун;поэтому им ни в каком возможном
случае
не должна
вверяться опека над их детьми. Женское
тщеславие,
если
оно даже не больше
мужского, имеет ту дурную сторону, что оно вполне
направлено к материальным
вещам,
именно к их
личной красоте, к
блеску,
пышности
и мишуре. Поэтому
общество и
есть их истинная стихия, которая развивает в них,
особенно
при
незначительном
уме,
наклонность
к
расточительности.
Тщеславие
мужчин,
напротив того, зачастую направляется к нематериальным
преимуществам, каковы
ум, ученость, мужество и т. п.
Аристотель в
своей
"Политике", ч.
II,
9, объясняет,
какие невыгоды
проистекли для Спарты из того обстоятельства, что там было отведено женщинам
слишком много прав (так как они пользовались в Спарте
наследством, приданым
и большею
вольностью) и как это
много способствовало к
упадку Спарты.
Не
следует ли и во Франции возложить вину за постепенное падение
и порчу двора
и правительства на постоянно возраставшее,
со времен Людовика XIII, влияние
женщин,
что
повело
к
первой
революции,
последствием
которой
были все
последующие
перевороты?
Во
всяком случае ложное положение женского
пола,
выразившееся самым
ярким
симптомом в
нашей даме, есть органический
порок
общественного
состояния,
который,
исходя
из
его
сердца,
должен
распространять свое невыгодное влияние на все части.
Что женщина по своей натуре обречена на повиновение, видно уже
из того
обстоятельства,
что
всякая
из
них,
попав
в
несвойственное
ей,
противоестественное положение полнейшей независимости, тотчас же примыкает к
какому-нибудь
мужчине,
которому
она
и
предоставляет
руководить
и
господствовать над
собою, потому что ей нужен господин. Если она
молода --
им будет любовник, стара -- духовник.
ББК 87.3 Ш79
Печатается по изд.: Шопенгауэр Артур. Афоризмы и
Максимы / Пер. с нем.
Ф. В. Черниговца. СПб., 1892. Шопенгауэр А.
Ш79
Афоризмы
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65