|
там, где
поводом могут служить не дары счастия или случая, или чужой благосклонности,
а
дары
природы,
ибо
все
врожденное
имеет
метафизическое
основание,
следовательно, опирается на право высшего порядка и существует, так сказать.
Божьею милостию.
Но,
к сожалению,
зависть поступает
как раз наоборот:
к
личному-то
превосходству
она
и
относится
самым
непримиримым
образом,
поэтому-то ум и
даже гений должны на свете вымаливать
себе
прощение, если
только они не находятся в таком положении, чтобы относиться к свету с гордым
и смелым презрением. Если зависть возбуждена
только богатством,
рангом или
властью,
она еще часто умеряется
эгоизмом, который утешается
тем, что при
случае
от
завидуемого
можно
рассчитывать
на
помощь,
содействие,
покровительство, поощрение и т.д. или что
по
крайней мере чрез сношения
с
ним, озаряемый
отблеском
его знатности, он сам
насладится
почетом; кроме
того,
в данном
случае
остается
еще
надежда, что
всех этих
благ
и сам
когда-нибудь
добьешься.
Напротив
того,
для
зависти к дарам природы
и к
личным превосходствам, каковы у женщин красота, а у мужчин ум, не существует
никакого утешения первого рода и никакой
надежды второго, так что ей ничего
не
остается,
как
горько
и
непримиримо
ненавидеть
одаренных
такими
превосходствами.
Поэтому ее единственным желанием
является месть
к своему
предмету. Но
при
этом она сознает
ту несчастную сторону своего положения,
что все ее удары пропадут даром, коль скоро обнаружится, откуда они исходят.
Поэтому она
так тщательно укрывается,
как тайные грехи
любострастия,
и с
этой целью становится неистощимою
в изобретении разных
хитростей, уловок и
подходов,
чтобы
невидимо
уязвить предмет свой.
Так,
например,
с
самою
простодушною
миною
она
будет игнорировать превосходства,
раздирающие
ей
сердце, не будет их вовсе видеть, ни знать, ни замечать, как будто она о них
и
не
слыхала,
и
обнаружит
в игнорировании и
притворстве
замечательное
мастерство. С
отменною тонкостью она сумеет как нечто видимо незначительное
совершенно
проглядеть, вовсе
не приметить и при
случае никак не вспомнить
того, чьи блистательные
свойства снедают
ей
сердце. При
этом посредством
тайных махинаций
она пуще
всего будет
стараться
избегать всякого
случая
встретиться и
познакомиться с одаренным такими
превосходствами
человеком.
Затем
она
будет
из-за
угла изрыгать на
него
хулу, насмешки,
клевету и
поругание, подобно
жабе, брызжущей из норы ядом. В
то же время она будет с
энтузиазмом
восхвалять
в
той
же
области
труда
людей
незначительных,
посредственности
и даже бездарности. Короче,
она
покажет
себя Протеем
в
изобретении разных стратагем, чтобы язвить, не показывая себя. Но какой толк
в этом?
Опытный
глаз все-таки
ее
распознает. Ее выдает уже то,
что
она
робеет
и
сторонится
перед
своим
предметом,
который
поэтому
чем
блистательнее, тем более стоит одиноко: красивая девушка не имеет подруг. Ее
(зависть)
выдает проявляющаяся
без
всякой
причины ненависть,
которая по
самому ничтожному, иногда просто воображаемому поводу разражается сильнейшим
взрывом.
Как велика ее
(зависти)
распространенность,
видно
из
всеобщей
похвалы,
расточаемой
скромности
--
этой
на
пользу
плоской
дюжинности
изобретенной
хитрой ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65