Но
если
в истории
философии
существует такая более
или
менее точно определенная необходимость,
то для
полного
понимания
Канта
необходимо
знакомство
также
и
с
его
предшественниками, прежде всего с
ближайшими -
Христианом
Вольфом,
Юмом,
Локком, а затем и с более отдаленными, вплоть до Фалеса.
Из этого рассуждения следует, что
для меня
было бы
в высшей
степени
благоприятно, если бы каждый из вас пришел уже с знанием
истории философии,
в
особенности с
основательным
знанием
моего
ближайшего предшественника,
того, кого я считаю своим учителем,
- Канта. Ибо все
бывшее после Канта
в
моих глазах лишено всякой важности и значения - по крайней мере, для меня, -
следовательно, не имело на меня и влияния. Но как ни настойчиво рекомендую я
вам изучение истории философии, однако я
не желаю,
чтобы,
как
это
часто
случается, история философии стала для вас самою философией. Ибо это было бы
равносильно
желанию не мыслить и не исследовать, а лишь знать,
что мыслили
другие, чтобы сложить
эти
мертвые сведения
в одну
кучу вместе
с другими
мертвыми сведениями. Между тем
это
часто бывает. Кто от
природы склонен к
мышлению,
тот
не
может
не
дивиться,
наблюдая,
как
большинство
людей
занимается и читает;
это - прямо
особая проблема.
Именно, большинству при
этом и в голову
не
приходит желание узнать,
что истинно;
они
хотят лишь
знать, что было сказано. Они дают себе труд читать и слушать, вовсе не ставя
себе той цели, ради которой единственно и можно так
много трудиться, - цели
познания, понимания; они не ищут истины и нисколько не интересуются ею.
Они
лишь стремятся знать все, что было сказано в
мире, единственно затем, чтобы
иметь возможность тоже
говорить об этом, не
осрамиться в разговоре
или на
экзамене, или же чтобы
18
уметь
напустить
на
себя
важный
вид.
К
другим
целям
они
не
чувствительны.
Поэтому,
когда
они
читают
или
слушают,
их
способность
суждения совершенно
бездействует и работает лишь
память. Они не взвешивают
аргументов, а просто
заучивают
их. Таково, к сожалению, большинство людей:
поэтому-то
история
философии
всегда
привлекает
более
слушателей,
чем
философия. Немногие люди склонны к
мышлению, хотя все любят поспорить. Мало
кто постигает загадочность бытия
во всей ее серьезности; напротив, к голому
знанию, к усвоению сообщаемого материала, склонны многие, отчасти
от скуки,
отчасти из
тщеславия, отчасти же, чтобы ради куска хлеба учить других тому,
что заучено самими, и сообщенное другими сообщать своим слушателям,
- и так
из
поколения
в
поколение, причем
те
люди,
чрез
руки которых
проходит
сообщаемый материал,
сами
не делают
из
него
никакого употребления.
Они
подобны
при этом почтальонам,
которые получают
письма и препровождают
их
далее, не вскрывая.
Это
лишь образованные
и ученые
люди, при
всем своем
образовании и учености часто
сохраняющие в глубине души те же поверхностные
и недалекие воззрения на вселенную и сущность жизни, которые были у них и на
15-м году их
жизни, или же воззрения
простонародья, в чем легко убедиться,
когда обращаешься к ним с серьезными вопросами и
от слов переходишь к делу.
Это
чистые ученые, передатчики переданного
им самим
полезны, однако, тем,
что благодаря им
приобретенные уже
познания
сохраняются


и могут дойти до
самостоятельно
мыслящего
человека,
который
всегда
-
лишь
исключение,
существо необычайной породы. Благодаря таким передатчикам
у него образуется
связь с
себе подобными
людьми, которые
жили
в
одиночку, разбросанные на
протяжении
столетий, и,
таким
образом,
с
помощью образования ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz