ими.
Следовательно,
название прикрепляется у них
к тому месту, где
сбросило его то, что прежде
им
называлось,
и
где
его,
это
название,
находит
уже
готовым
новое
понятие-заместитель. Кажется, будто они таким
путем хотели точно обозначить
место, на которое
они
вводят
вновь поступающее,
pour qu'on ne s'y trompe
pas. Вообще пантеизм - не что иное, как учтивый атеизм.
§ 59
Лейбницу
свойственна некоторая,
общая с Аристотелем, поверхностность,
которая является результатом ума, направленного на явления, а не на идеи, на
познание
по
закону
основания, а не на
созерцание.
Оба
они, как
только
затронут и найдут какой-либо важный вопрос, - вот-вот,
кажется,
начнут его
глубже
исследовать, обосновывать,
всесторонне
исчерпывать;
но нет
- они
быстро идут дальше: поэтому у обоих можно поучиться очень немногому.
§ 60
В
"Gottinger
Gelehrten
Anzeigen"
14
августа
1830
г.
помещены
заимствованные
из
экземпляра
Вольфенбюттельской
библиотеки
примечания,
написанные Лейбницем к первым трем книгам Этики Спинозы, - все очень краткие
и почти все в высшей степени незначительные. Из приложенного к ним пояснения
явствует,
что Лейбниц совсем не читал 4-й и
5-й книг, и именно потому, как
совершенно
правильно
предполагают,
что
сочинение
это
не
казалось
ему
сколько-нибудь значительным,
подобно Бэйлю,
который высказывался о Спинозе
отрицательно и с презрением; Лессинг первый стал говорить о нем с уважением.
101
Указание, не
лишенное значения
для
истории
философии; явно, что оно
принадлежит Г. Е. Шульце.
§ 61
Прекрасную
и
в высшей степени интересную иллюстрацию
тому, что
Кант
называет умничаньем, дают философские сочинения Вольтера.
§ 62
Все
философы до
Канта, т.е.
все догматики, - это, собственно говоря,
люди,
которые ищут
квадратуру
круга,
ибо, пытаясь при
помощи
законов и
отношений временного объяснить вечность,
они
ищут совпадения несоизмеримых
величин.
§ 63
Ясное
понятие о том состоянии,
в котором
нашел Кант философию,
дают
письма Эйлера к одной принцессе, том 2.
§ 64
Кантовская философия учит,
что конец мира надо искать не вне, а внутри
нас.
102
§ 65
Если мы возвысимся до некоей
универсальной точки зрения, то мы увидим,
что
кантовская
философия
имеет
характер
отрицательный
и
отрицание это
направлено против основных лжеучений европейских народов, которые надо
было
убрать,
чтобы
очистить место
для
истины. Поэтому,
например,
в
Критике
способности
суждения
он
не показывает
-
как
мог бы это сделать, -
что
целесообразность вещей, т.е. соразмерность
их
частей относительно целого и
каждой вещи
относительно
другой, допускает
еще
многие
другие
и
лучшие
объяснения
-
кроме того,
что
Deus
creator создал их по предшествовавшим
понятиям;
нет,
он
довольствуется
доказательством
того,
что
эта
целесообразность не дает еще права
заключать, что вещи эти должны были быть
созданы таким
путем.
Вообще поэтому настоящим названием для обеих
Критик,
чистого
разума и способности суждения, было бы "Критика
западного теизма".
Его
учения сам Кант
считал
заблуждениями, в которые ум впадает неизбежно;
тогда как на самом деле это просто устойчивые предрассудки, привитые каждому
европейцу еще до того времени, как он начал мыслить.
В Индии Канту не пришло
бы в голову написать такую критику разума.
Он
выразил бы ее положительные учения совсем в
ином виде. Итак, Критики разума
и
способности
суждения
в
их
теперешнем
виде имеют
местное значение ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz