поступать
по
максимам вообще;
эти максимы могут иметь свой источник
в рассудке (правила
мудрости) или в высшем
сознании (моральные
основоположения).
Если
в
нас
пробуждается какое-либо сильное желание, или аффект, то мы, и равным образом
-
животные, в этот момент бываем
всецело
полны
этим страстным желанием -
полны гнева, полны утехи, полны страха, - и в такие мгновения высшее созна-
172
ние молчит, и рассудок не может обсуждать последствий; однако разум и в
это
время заставляет
нас видеть в
наших
действиях и в нашей жизни
некую
непрерывную
цепь, которая соединяет наши прежние
решения или также будущие
последствия
наших
поступков
с
моментом
аффекта, наполняющего
в
данное
мгновение все наше сознание; разум показывает нам
тождество нашей личности,
даже когда она находится под самыми разнообразными влияниями, и поэтому мы в
состоянии поступать согласно максимам. Этого нет у животного; охвативший его
аффект
завладевает им всецело и может
быть подавлен лишь другим
аффектом:
например,
гнев или страстное желание - страхом, хотя бы устрашающий образ и
не
воспринимался
чувственно,
а
был лишь
смутно
в
памяти и воображении
животного. Неразумными
поэтому можно назвать
тех
людей,
которые, подобно
животным, поддаются влиянию
момента. Разум настолько
далек от того,
чтобы
быть
источником
нравственности,
что,
наоборот, именно
он-то и
способен
сделать
нас злодеями,
что недоступно животным.
Благодаря разуму мы можем,
например, принять
какое-нибудь
злое решение и питать
его
и тогда,
когда
повод
к злому поступку уже прошел; такова, например, месть; если даже в тот
момент, когда явится случай отомстить, высшее сознание и заявит о
себе, как
любовь, caritas, все же, благодаря разуму, человек поступит
вопреки ей,
по
злой максиме. Поэтому Гете и говорит:
Er hat Vernunft, doch braucht er sie allein,
Um thierischer als jedes Thier zu seyn [1].
1 Он имеет разум, но пользуется им только для того, чтобы быть животнее
всякого животного (нем.).
Ибо мы удовлетворяем не
только страстное желание
данного момента, как
животные, но
и утончаем,
возбуждаем
его,
чтобы подготовить
удовольствие
удовлетворения: благодаря разуму!
173
С
изумлением находим мы
следы
разума у животных
- не
тогда,
когда
замечаем доброту,
способность
к любви
у некоторых животных (что мы именно
поэтому считаем за нечто отличное от разума),
но когда
мы
подмечаем у них
такие
поступки,
которые,
по-видимому,
обусловливаются
не
минутным
впечатлением,
а
принятым
ранее и сохраненным решением; таковы,
например,
рассказы о слонах, которые мстили за оскорбления много спустя и обдуманно; о
львах, которые отплачивали за благодеяния
при позже представившемся случае.
Впрочем,
для
познания
того,
что
есть
разум, безразлично, истинны такие
рассказы или нет. Но в вопросе о том, имеется ли у животных след разума, они
имели бы решающее значение.
Кант
не только
все моральное
настроение объясняет
как
возникшее из
разума, но и разум в моем
смысле считает условием морального поведения, ибо
он учит, что поступок бывает моральным
и может быть
вменен
в заслугу лишь
тогда, когда
он совершается
по максимам, а
не тогда, когда он вытекает из
определенного минутным
впечатлением
решения. И
в этом он, как
и в первом
своем положении, не
прав.
Ибо, когда, после
принятого решения отомстить и
при
случае, представившемся
к
тому,
высшее
сознание говорит во мне
как
любовь и гуманность и я поступаю согласно ему, а не по злому решению, то это
- добродетельный поступок, так как
он
- проявление высшего сознания. Можно
также
представить себе очень добродетельного человека,
у
которого
высшее
сознание
постоянно настолько
живо,
что не
замолкает
никогда
и
не дает
аффектам
развиться до
такой
силы,
чтобы
совершенно завладеть
им; таким
образом, высшее
сознание руководит
таким человеком всегда непосредственно,
не
чрез среду разума, с
помощью ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz