В самом начале стоит как предварительный вопрос:
"Как могут находиться
в связи основания и следствия?"
Вместо
того
чтобы
попытаться
исследовать
отношение
следствия
к
основанию, как оно дано
в
отдельном случае, чтобы
узнать
отсюда характер
связи между отношением и следствием и, таким
образом,
изучить виды и затем
род (это и значило
бы сделать интуицию исходною
точкою), он резонерствует,
исходя из общего
понятия основания и
следствия;
конечно, отсюда
не может
следовать
ничего более
того, что лежит в общем
понятии,
а этим никого не
заманишь.
Далее совершенно таким же образом
оперирует он с эмпирическим понятием
изменения и силы..
В § 7 и 8 даже пространство и время выводятся из
понятий; при этом все
выведение,
естественно, уже
предполагает
их
втихомолку,
так
как
иначе
понятия их не имели бы никакого смысла.
Диалектическая игра с отвлеченнейшими понятиями, в
которой заключается
вся
эта
метафизика,
кажется,
была
как бы
прелюдией
к
гегельянству
и
показывает,
что
в
философии
нельзя
достичь
ничего,
если
исходить
из
абстрактного вместо данного в созерцании.
115
§ 86
По особому высочайшему
повелению
личный
Бог и
индивидуальная
душа,
устраненные было из философии, вновь введены
в нее.
- Правда, кто умеет из
каждого
листа
бумаги сделать чек в тысячу талеров, тот,
конечно, сумеет и
вновь
поставить на
ноги несколько entia metaphysica, в особенности - в наш
век
критических,
скептических богословов и
ортодоксальных,
благочестивых
философов.
§ 87
Г.
Гейне
в
своей
"Romantische
Schule"
(1836)
на
184-й
странице
правильно
замечает,
что немецкая
философия
состоит
только
в
том,
что
совершенно непосредственно возникло из Критики чистого разума.
Но
совсем в точку попадает
он, когда говорит (там
же,
с. 186), что,
подобно
тому
как неоплатоники
пытались
аллегорическими
вымыслами спасти
гибнущее
язычество,
так
современные
немецкие
государственные
философы
пытаются
спасти христианство,
- и в особенности когда
он
сравнивает этих
государственных философов с иезуитами,
так как они оправдывают существующий
порядок
и хотят быть опорой религии и
государства. Но то, чего не достигли
старые, умные, могущественные
иезуиты,
тем
более
не
может
удаться этим
лилипутам.
§ 88
Очень
удачна
критика
философий
Фихте, Шеллинга и Гегеля, написанная
графом
Редером
и
помещенная
в
"Heidelberger
Jahrbucher",
Oktober
-
Doppelheft, 1840.
116
§ 89
Теперь, в
1851 г., после революции, по всем бумагомараниям профессоров
философии
и
всех
чающих
видно, что
они
получили
приказ
вновь
помочь
милосердному
Богу
стать
на
ноги
a
tout
prix.
Образчик
Бога,
зараз
трансцендентного и имманентного, дают М. Каррьер, также и Ульрици в "Системе
логики" - 1852, с. 380 sqq.
Вторая из этих
книг дает на с. 176 sqq.
очень
ясное
изложение
основной
мысли
Гегеля,
т.е.
его
философии ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz