не более
того, что должен делать каждый
для
обеспечения
своего существования, чтобы, следовательно, каждый одобрял
меня, чтобы ко мне прилагалась та же мерка, что и к другим, и я не изгонялся
из общего союза".
На оба вопроса можно дать один и тот же ответ, - совершенно так же, как
из противоположных направлений (т.е. противоположными
силами) можно описать
одну и ту же линию, и подобно тому, как из Z я узнаю синус, а из синуса Z.
Историк,
как
было сказано,
-
пророк
наоборот; точно
так
же можно
сказать:
правовед
-
моралист
наоборот
(он
поучает
обязанностям
справедливости), или
же: политика - это этика
наоборот; однако не
следует
при
этом
понимать
этику
и
как
учение
обязанности
благожелательства,
великодушия, любви и т.д. Государство - это гордиев узел, который разрубили,
вместо того
чтобы
развязать его, яйцо Колумба, которое стоит
потому,
что
кончик
его надбит,
а
не потому, что найдена точка равновесия, - как будто
дело
в
том,
чтобы
оно
стояло,
а
не
в том, чтобы
оно
балансировало.
Государство
подобно тому, кто думает,
что он сделает погоду хорошею,
если
заставит барометр подняться.
194
§ 254
Хотя лжефилософы нашего
времени
и учат, что
государство имеет
целью
споспешествование нравственной
цели человека,
но верно
как раз
обратное.
Цель человека (параболическое
выражение) не в
том, чтобы поступать так или
иначе, - ибо все opera operata сами
по себе безразличны. Цель его - в
том,
чтобы
воля, которой каждый человек
представляет собою совершенный образчик
(или
даже
самую
эту волю), обратилась, для чего необходимо, чтобы человек
(союз познания и воления) познал эту волю, познал ужасную ее сторону, увидел
себя,
как в
зеркале,
в своих делах и
во
всей
их скверне.
Государство,
заботящееся только об общем благосостоянии, подавляет лишь
проявления
злой
воли, но вовсе не самую волю, что
было бы и
невозможно.
Отсюда происходит
то, что человек в высшей степени редко видит, как в зеркале, весь ужас своих
поступков. Или же вы, действительно, верите в
то, что Робеспьер, Бонапарте,
султан
Мароккский,
убийцы,
колесование которых вы видите, были одни
лишь
столь дурными среди прочих? Разве вы
не видите, что многие делали бы то же,
что и они, если бы только могли?
Иные преступники умирают на эшафоте спокойнее, чем многие не преступные
люди
на
руках у близких. Преступник
познал
свою
волю и
обратил
ее. Не
преступный
человек
не мог обратить волю, ибо
никогда не мог
познать
ее.
Государство ставит себе целью сказочную страну с
кисельными
берегами,
что
как раз противоположно истинной цели жизни - познанию воли во всем ее ужасе.
§ 255
Бонапарте, в сущности
говоря, не хуже многих людей, чтобы не сказать -
большинства.
Он
-
самый
обыкновенный
эгоист,
домогающийся
своего
благополучия на счет других. Что отличает его - это лишь большая сила, чтобы
удовлетворять
требованиям
воли,
более
значительный
рассудок,
разум,
мужество;
к
тому
же
случай
еще
предоставил
ему
и благоприятное
поле
действий. Благодаря всему этому он достиг в своем эгоизме
того, чего тысячи
других
людей хотели бы,
но
не могли достигнуть во
эгоизме своем.
Всякий
захудалый плут,
который
с
помощью
мелких
гадостей
достигает
для
себя
незначительной выгоды
во вред, хотя
бы
столь же незначительный, другим, -
такой же дурной человек, как и Бонапарте.
195
Люди,
мечтающие
о
возмездии после
смерти,
станут
требовать, чтобы
Бонапарте
невыразимыми
муками
искупил
все
бесчисленные
страдания,
причиненные ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz