Поэтому не ходи никогда по стопам
филистеров;
ибо, если бы ты
даже захотел стать им, ты никогда не мог бы этого сделать и
остался бы только полуфилистером, неудавшимся созданием.
??? [1].
1 На радость другим, себе же самому на позор (греч.).
Филистер растворяется в жизни;
ему поэтому хорошо в ней, он
не
хочет
выходить за ее пределы, да и не может, если бы даже хотел.
Философа жизнь далеко
не удовлетворяет, он не хочет чувствовать себя в
ней
хорошо
и
не может,
если
бы
даже
хотел:
он
отказывается
от нее,
пропускает случай заполучить для
себя ее выгоды,
удаляется
от нее,
чтобы
обозреть ее
издалека и в целом,
чтобы отобразить ее;
так развертывает
он
свои силы, и это - лучшая часть его жизни. Что касается его личности, то она
протягивает данное отображение, говоря: "Такова вещь, которой я не хотел".
§ 634
Я почти всегда чувствую себя среди людей так, как чувствовал себя Иисус
из Назарета, когда он взывал к своим ученикам, которые все спали.
365
§ 635
Моя жизнь в действительном мире - это горько-сладкий напиток. А именно,
она
представляет
собою,
как
мое
существование
вообще,
постоянное
приобретение знаний, возрастание мыслей и моего
отношения
к нему. Сущность
моих
познаний
-
печального и
подавляющего характера;
но
форма познания
вообще, возрастание мыслей, проникновение в
истину
- безусловно
отрадного
свойства, и
так они
своеобразно
примешивают все время свою сладость к той
горечи.
§ 636
Была
попытка
уразуметь
последование
поступка
из
соответствующего
мотива, как
последование действия
- из
причины
[1]; точно так
же хотели
понять
животную
жизнь
из
электричества
и
химизма, а последний, в
свою
очередь,
из механизма,
т.е.
всегда
более близкое -
из
более
далекого,
непосредственное - из косвенного, сильные проявления - из слабых, внутренняя
сущность - из явления. Я избираю противоположный путь:
из
того, как
мотив
движет твою волю, ты должен понять, как причина движет действие, из движений
твоего
тела,
вызываемых
мотивами
(vulgo
-
произвольных),
-
движения
немотивированные (органические, растительные), из последних - живую природу,
химизм,
механизм
и
из
действия
мотивов
-
действие
причин,
т.е.
из
непосредственного
-
косвенное, из
близкого - далекое,
из совершенного
-
несовершенное, из вещи в себе, воли, - явление.
1 А
так как это не удалось, то его, это первое последование приняли за
нечто toto genere отличное, за свободную волю.
В
этом - настоящая оригинальность
моего учения, вследствие чего оно и
стоит в
решительном противоречии
со
всеми
прежними
попытками и
в корне
меняет самый метод исследования. Не вещь в себе надо
объяснять из явления -
что всегда обречено на неудачу, а, наоборот, явление - из вещи в себе. Ты из
себя
должен
понять
природу
(???),
а
не
себя из
природы.
Это
-
мой
революционный принцип.
366
§ 637
Как после каждого важного открытия умалители находят,
что оно
имелось
уже в прежних сочинениях, так следы моего
учения встречаются почти во
всех
философских системах всех
времен
- не только в Ведах, у Платона и Канта, в
живой материи Бруно, Глиссона и Спинозы и в дремлющих монадах Лейбница, но и
решительно во всех философских системах,
древнейших и новейших, - но только
всегда в самых разнообразных одеяниях и сплетениях, с абсурдами [1], которые
бросаются
в глаза,
и
в
самых
причудливых
формах,
в
которых
их можно
распознать
- стоит лишь их
поискать. Мне
это кажется совершенно
подобным
тому, как во всех животных находят тип
человека, но странно обезображенный,
незаконченный, то
хилый, то
чудовищный,
то
как грубую
попытку,
то
как
карикатуру. Высокомерность этого сравнения является лишь королларием
к тому ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz