внимание
на
поражение и необходимость оберегания соответствующей части.
Это положение, которое поймут немногие.
§ 332
Природе
важно
только
наше
существование
(Dasein),
а
не
наше
благополучие (Wohlsein).
§ 333
Мир существует, и это очевидно; я хотел бы знать только,
кому от этого
какая польза.
Глава XII
О САМОУБИЙСТВЕ
§ 334
Против
самоубийства
можно
бы сказать: человек должен поставить
себя
выше жизни, он должен познать, что все ее явления и
происшествия, радости и
боли не касаются его лучшего и
внутреннего "я"; что, следовательно, жизнь в
своем целом представляет собою игру, турнир-позорище, а не серьезную борьбу;
что поэтому он не должен вмешивать сюда серьезности, а ее он может
проявить
двояким образом:
во-первых,
посредством
порока, который не что
иное, как
поведение, противоречащее
этому внутреннему и
лучшему
я, причем он
таким
образом
низводит
последнее до насмешки и игры, а игру
принимает
всерьез;
во-вторых
-
путем самоубийства,
которым он
именно показывает, что
он не
понимает шутки, а принимает ее
как нечто серьезное
и
поэтому
как mauvais
joueur переносит
потерю
не равнодушно, а,
если
ему
сданы
в игре плохие
карты,
ворчливо и
нетерпеливо не
хочет
играть дальше,
бросает
карты
и
нарушает игру.
§ 335
Тех, кто стремится к смерти или кончает с
собой из
безнадежной любви,
которая, кстати сказать, тем, что одно только удовлетворяет ее, обнаруживает
свое чувственное возникновение, - по крайней мере,
отчасти; тех, кто ставит
свою жизнь в зависимость от мнения
других или от какого-либо иного вздора и
теряет ее на
дуэли или в
иных намеренных опасностях; даже тех
(но здесь я
спускаюсь на заметную ступень ниже), кто ставит благополучие
своей жизни на
карту или
на произвол костей
не из любви к выигрышу, а
из любви к сильным
ощущениям
страха
и
надежды,
-
всех
их
и,
словом,
всех
одержимых
действительно страстью наша философия будет порицать и объявлять
233
глупцами, которые ошиблись в том, что желательно; но презирать их мы не
будем,
а
будем,
если
сравним
их
с
настоящими
филистерами,
которые
благоразумно стремятся
к
долгой
и удобной жизни, некоторым
образом
даже
уважать и предпочтем последним. Ибо
первые подобны тем, кто, для того чтобы
полакомиться пряностями какого-нибудь блюда, вправленными в
торт пустяками,
отказывается
от притязаний
на
самую
питательность
блюда, на самую массу
торта;
вторые,
наоборот,
похожи
на
тех,
кто,
ради
нестесненного
использования самой массы и
питательности торта, отказываются
от названных
мелочей; они, следовательно, относятся к
первым, как желудок к языку. Но мы
не должны быть ни желудком, ни языком.
§ 336
Как только
мы перестаем
хотеть,
жизнь предстает нам
только
еще как
легкое
явление, как
утренний
сон
(об
этом
говорят
фигуры
на
картине
Корреджио:
Мадонна с св.
Иоанном)
и тоже
исчезает
наконец,
как
и
он,
незаметно и
без
сильного
перехода.
Поэтому
Гюйон
и
говорит:
мне
все
безразлично,
я не могу ничего больше хотеть; я не знаю, существую ли
я или
нет, и т.д.
Самоубийца
- это
человек,
который
вместо того, чтобы
отказаться от
хотения, уничтожает явление этого
хотения: он
прекратил не волю к жизни, а
только
жизнь. Но он вполне испытывает
внутренний раскол жизни,
и
горькое

самоубийство ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz