поэтому в их системах нет места Богу-Творцу, и самый мир называется ими, так
как
он существует
через самого себя,
Богом.
Бруно
весьма ясно
отличает
внутреннюю
сущность мира
(мировую
душу)
от
ее
проявления,
которое
он
называет
ее
тенью
и отображением (ombra, simulacro);
[он]
говорит,
что
множественность в
вещах происходит не от внутренней сущности мира, а только
от ее
проявления, что
эта внутренняя
сущность целиком содержится в каждой
вещи
природы, ибо она
неделима; наконец, что во
внутренней
сущности мира
возможность и действительность - одно и то же.
Спиноза учит, в общем, тому же; он жил вскоре после
Бруно;
знал ли он
его, нельзя сказать достоверно, однако
это
весьма
вероятно. Он располагал
меньшею ученостью; в особенности с древнею литературой был он знаком слабее,
чем Бруно, и это очень
жалко, потому
что в форме изложения
он всегда
был
связан
тем,
что давало
ему
время,
т.е.
понятиями
схоластики,
методом
доказательства, который он
называл
математическим,
картезианскою
манерой
развития мыслей и доказательства их; философия его непосредственно связана с
философией
Декарта.
Потому он
с великим
трудом
движется в этом аппарате
понятий и слов, созданных для того, чтобы выражать со-
40
вершенно иные мысли, чем те, какие
он хотел высказать; ему постоянно и
приходилось бороться с этим аппаратом. Бруно располагал также
познаниями по
естествоведению, которых, по-видимому, недоставало Спинозе;
Бруно
излагает
все с итальянскою живостью, в диалогах, представляющих большой драматический
интерес; голландец
же Спиноза тяжело и осторожно движется в своих теоремах,
доказательствах,
короллариях
и
схолиях.
Тем
не
менее
учение
обоих
тождественно,
оба они
проникнуты одной истиной
и
одним
духом,
и нельзя
сказать, который из них проникнут глубже, хотя Спиноза подходит к делу более
основательно,
методически и
обстоятельно. В особенности учит он тому,
что
единая
сущность проявляется под двумя формами, протяжением и мышлением, под
которым он понимает представление; при
этом
он не замечал, что
протяжение
само
относится
к
представлению
и
потому
не
может
быть
его
противоположностью.
С этикой дело
обстоит у обоих плохо: у Бруно, насколько я могу судить,
этики
нет совсем; Спиноза дает этику,
хорошо задуманную, но весьма плохую,
ибо чистая мораль выводится в ней из эгоистических принципов с помощью самых
грубых и
плоских
софизмов.
Подобно
тому
как
в
музыке
фальшивые
тоны
оскорбляют
слух
больше,
чем
скверный
голос,
так
и
в
философии
непоследовательности, неверные выводы задевают
более, чем
ложные принципы;
мораль же Спинозы соединяет в себе и то и другое: его
отдельные положения о
праве
и
многие
другие
сильнейшим
образом
оскорбляют
чувство
всякого
мыслящего
человека.
Странно, что он назвал
свою
философию этикой; всегда
наиболее привлекает то, к чему имеешь наименее дарования.
Я сказал уже раньше, что после борьбы между догматизмом и скептицизмом,
тянувшейся
на протяжении столетий через
всю древнюю
и
новую философию
в
разнообразнейших
видах,
Кант наконец решил покончить
с
этим
спором
раз
навсегда
-
с помощью исследования
субъекта, познавательных
способностей,
чтобы навсегда установить, чего можно достигнуть на том пути, который до сих
пор считали единственно возможным.
41
Этот путь
состоял в
том, что внешний мир, объекты рассматривались как
существующие
сами
по
себе,
абсолютно реальные
вещи,
и
тем не менее на
основании
принципов,
считавшихся
очевидными
прежде всякого опыта, хотели
решить, каким ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz