в неразвитом
виде. Какую пользу
могут принести
немузыкальному
человеку
моцартовские оперы? Что
видит
большинство в
Мадонне Рафаэля?
И
разве очень
многие не
судят
о гетевском
Фаусте, лишь
опираясь на
чужой
авторитет? Ибо искусство
имеет дело не с одним лишь разумом, подобно науке,
а с сокровеннейшей сущностью человека, а в этом случае каждый человек значит
лишь
то, что он
есть.
То же
будет
и
с моей
философией,
ибо она будет
философия как искусство. Всякий
будет понимать в
ней лишь столько, сколько
он сам стоит:
поэтому
в общем
она
на
деле
понравится
немногим и будет
достоянием paucorum hominum, и
это будет для нее большой похвалой. Конечно,
большинству эта философия как искусство будет очень не
по душе. Но я думаю,
что уже исторически, из крушения предпринятых за 3000 лет
попыток всяческой
философии как науки, т.е. согласно
закону основания,
мы можем вывести, что
на этом пути она недостижима. Кто умеет лишь отыскивать связь представлений,
т.е. связывать основания и следствия, тот может сделаться великим ученым, но
не философом, как и не
художником, или поэтом, или
музыкантом. Ибо все они
должны
познавать вещи
в себе,
платоновские идеи, ученый же познает только
явление, т.е. собственно закон основания, так как явление ничего иного собою
и не представляет. Следовательно, вполне оправдается изречение Платона: ???.
77
§ 19
Если кому-нибудь все люди и все вещи не кажутся порою только призраками
или
тенями -
у того
нет никакой склонности к
философии: ибо эта
иллюзия
возникает вследствие
контраста
между
идеей
и отдельными
вещами, которые
представляют собою ее явления. А идея доступна лишь возвышенному сознанию.
§ 20
Вместе с законом основания (как закона причинности) уже дана материя, и
обратно: ибо
она, если смотреть на это правильно, с
ним тождественна. Ведь
материя безусловно
не
что
иное,
как
причинность:
ее
бытие
-
это
ее
воздействие
на
другую
материю
(т.е.
на
самое
себя
во
всех
частях
пространства):
что
часть
этой материи
(органическая) представляет
собою
непосредственный объект субъекта, это
уже нечто другое и происходит оттого,
что объект, мир, материя существуют лишь для
субъекта. Собственно, сущность
материи
заключается
исключительно
в ее
действенности
[1]
(материя
без
какого-либо действия, т.е. силы, была бы немыслима,
как противоречие), т.е.
и все,
на что она воздействует, -
опять-таки лишь материя, она сама: итак,
если
угодно, ее сущность
- это, с
одной стороны, лишь ее
связь
с
самой
собой, с другой стороны - ее отношение к субъекту.
Итак,
я
хочу
попытаться
показать
всюду
единство
того,
что,
рассматриваемое
с различных точек
зрения,
кажется различным -
часто лишь
вследствие того,
что
мы
при помощи
отвлечения создаем
из него различные
понятия [2]. Таким
образом, постепенно
весь мир,
если только
смотреть на
него
с
правильной точки зрения, должен
казаться единым,
и это
единое
-
видимость воли: отсюда следует отделить то, что не есть ни мир, ни воля. Это
указание тождества в кажущемся различным должно заменить со-
78
бою
выведение
различного
как
следствия из
причины.
Ибо
философия
делится на два
периода: в первом она, в своем стремлении
сделаться наукой,
руководствовалась законом
основания и всегда терпела неудачу, потому что на
пути связи явлений
она искала то,
что
не есть явление,
подобно тому, кто
непрестанно, вновь
и вновь разделяя величину на две части, надеется в конце
концов не получить никакого остатка,
невозможность чего лежит
уже
в самом
руководящем принципе, - как здесь, так и там.
1
В
высшей
степени удачно
поэтому для того,
что я
называю
первым
классом
представлений, обычное
в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz